Подготовленность для выполнения задач

Повторю вновь, что самая главная обязанность любого менеджера заключается в том, чтобы добиться от своих подчиненных наивысшей производительности. Если предположить, что мы понимаем, какой мотивацией руководствуется некий служащий, тогда возникает вопрос: имеется ли один, самый лучший стиль менеджмента — тот единственный подход, который сработает лучше, чем все остальные?

Многие искали этот оптимальный подход. Рассмотрев эту проблему с исторической точки зрения, можно заметить, что наиболее популярный стиль руководства изменялся, повидимому, параллельно с теорией мотивации, принятой в то время. На рубеже нынешнего столетия понятия относительно работы были весьма незатейливыми. Людям говорили, что они должны были делать, и, если они делали это, им платили; если не делали, их увольняли. Соответственно стиль руководства был жестким и иерархическим: имелись те, кто отдавал приказы, и те, кто выслушивал их и беспрекословно выполнял. В 50-е гг. теория менеджмента сдвинулась в сторону гуманистического набора понятий, в соответствии с которыми существовал более мягкий подход для того, чтобы заставить людей работать. Изменился и предпочитаемый стиль руководства. Наконец, по мере того как росли и развивались кафедры бихевиреологии (бихевиоризма) в университетах, теории мотивации и стиля руководства стали предметом весьма тщательно направляемых экспериментов. Как это ни удивительно, но ни одно из ранних интуитивных предположений нельзя подтвердить: полученные данные попросту не показывали, что тот или иной стиль руководства был на самом деле лучше, чем другой. Скрепя сердце приходилось признать, что никакого оптимального стиля менеджмента не существует.

Мои собственные наблюдения это также подтверждают. В «Интел» мы часто занимаемся перемещением менеджеров среднего звена из одной группы в другую, с тем чтобы повысить их опыт. Эти группы часто схожи по квалификации и типу работы, кото-рую выполняют их участники, однако столь же часто в широких пределах варьируется и их производительность. Одни менеджеры и их группы демонстрируют себя как более высокие продуценты, другие — как более низкие. Результат перемещения менеджеров с места на место часто бывает поразительным. Ни менеджеры, ни группы не подтверждают свою характеристику как высоко- или низкопроизводительные при перемещении менеджеров. Неизбежный вывод заключается в том, что высокая производительность ассоциируется с определенными комбинациями конкретных менеджеров и конкретных групп работников. Это также позволяет предположить, что определенный управленческий подход не бывает равно эффективным при всех условиях.

Некоторые исследователи в этой области науки об управлении утверждают, что существует некая фундаментальная переменная величина, которая говорит о том, какой стиль менеджмента будет наилучшим в данной конкретной ситуации. Эта переменная называется подготовленностью для выполнения задачи (ПВЗ) подчиненными и представляет собой сочетание степени их ориентации на успех и готовности взять на себя ответственность, а также их образования, подготовки и опыта. Более того, все это весьма специфично в зависимости от выполняемой задачи, поэтому вероятно, что человек или группа людей обладает ПВЗ, которая велика на одной работе, но низка на другой.

Позвольте показать на примере, что я имею в виду. Недавно мы переместили одного исключительно продуктивного коммерческого директора из полевых условий на производство, где ему поручили руководить одним заводом. По размеру и диапазону деятельности обе эти работы были сравнимы между собой, однако эффективность этого испытанного в делах менеджера ухудшилась, и у него начали проявляться признаки, характерные для людей, загруженных сверх меры работой. Произошло же вот что: в то время как личная подготовленность этого менеджера, несомненно, не изменилась, его подготовленность для выполнения задачи на новом месте работы была необычайно низка, поскольку и окружающая среда, и содержание работы, и задачи — все было для него совершенно новым. Со временем он научился справляться с возникающими трудностями, и его ПВЗ постепенно возросла. Одновременно с этим и его эффективность начала приближаться к тому уровню, который он показывал ранее, — почему, вообще говоря, мы его и продвинули. То, что произошло, можно было полностью предсказать заранее, тем не менее мы были удивлены: мы спутали общую компетентность и подготовленность этого менеджера с его подготовленностью для выполнения задачи.

Подобным же образом ПВЗ отдельного человека может быть очень высока при определенном уровне сложности, неясности и неопределенности условий, но если темп работы ускоряется или сам характер работы резко меняется, то и ПВЗ этого лица падает. Это слегка походит на то, если бы человека, имеющего многолетний опыт езды по проселочным дорогам, неожиданно попросили проехать по запруженному автомобилями столичному шоссе. Его ПВЗ управления собственной машиной резко понизится.

Вывод же состоит в том, что при изменении подготовленности для выполнения задачи требуется изменить и стиль руководства. В частности, если ПВЗ низка, наиболее эффективный подход заключается в том, чтобы дать очень точные и детальные инструкции, т.е. когда начальник указывает подчиненному, что необходимо сделать, когда и как, — иными словами, использовать высокоструктурированный подход. Если ПВЗ подчиненного растет, наиболее эффективный стиль руководства сдвигается от структурированности в сторону большей коммуникативности и эмоциональной поддержки, при которых менеджер уделяет больше внимания своему подчиненному как определенной индивидуальности, чем стоящей перед ним задаче. Если ПВЗ возрастает еще больше, эффективный стиль менеджмента вновь изменяется. В этом случае вмешательство менеджера должно быть сведено к минимуму и обязано состоять главным образом в том, чтобы убедиться: цели, для достижения которых работает подчиненный, обоюдно согласованы. Но независимо от того, какова величина ПВЗ, менеджер обязан всегда наблюдать за работой подчиненного достаточно внимательно, чтобы избежать неожиданностей. Наличие или отсутствие наблюдения, как мы указывали ранее, объясняется разницей между делегированием определенных задач начальником или отказом от этого.

Необходимое предостережение: не следует судить о ценности того или иного подхода и полагать, что какой-нибудь структурированный стиль руководства менее важен, чем стиль, ориентированный на общение. Понятия «приятно» и «неприятно» не должны иметь места в вашем образе мыслей и действий. Помните: мы стремимся к тому, что наиболее эффективно.

В качестве параллели приведенной здесь теории можно рассмотреть развитие отношений между родителем и ребенком. По мере того как ребенок растет и взрослеет, наиболее эффективный стиль поведения родителя меняется, варьируясь вместе со «зрелостью в отношении к жизни» — т.е. возрастом — ребенка. Родителю необходимо указывать малышу, что ему нельзя трогать вещи, которые он может сломать или которые могут его поранить. Ребенок еще не может понять, что ваза, с которой он собирался поиграть, является фамильной реликвией, но он может понять слово «нет». По мере взросления он начинает поступать по собственной инициативе, что и хочет развить в нем его родитель, одновременно все еще стараясь, чтобы он не поранил себя. Родитель может предложить, к примеру, чтобы ребенок заменил свой трехколесный велосипед на первый в его жизни двухколесный. Но он, однако, не отпустит его одного, а будет сопровождать, удерживая велосипед от падения и одновременно рассказывая о правилах дорожного движения. По мере роста ребенка родитель может отказаться от отдельных указаний. Когда ребенок выйдет покататься на своем велосипеде, родителю больше не нужно будет перечислять вновь и вновь правила дорожного движения. Наконец, когда подготовленность ребенка к жизни будет достаточно высока, он оставит дом и, возможно, уедет в колледж. На этой стадии отношения между родителем и ребенком вновь изменятся, поскольку родитель станет лишь наблюдать за тем, как прогрессирует его чадо. В том случае, если окружающая ребенка среда внезапно изменится таким образом, что его подготовленность к жизни окажется недостаточной (например, если он столкнется с серьезной академической неуспеваемостью), тогда родитель будет вынужден возвратиться к стилю, который он применял ранее.


Читайте также:

Страницы: 1 2
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я