Стратегия как перспектива

Если в четвертом определении стратегии мы обращали внимание на расположение организации относительно внешней среды и так вплоть до выявления конкретных позиций, то пятое определение возвращает нас внутрь организации, но только для того, чтобы обрести более широкий взгляд на ситуацию. С этой точки зрения стратегия является перспективой, и суть ее определяется не только избранной позицией, но и укоренившимся способом восприятия мира. Есть организации, которые весьма внимательно относятся к рынку и выстраивают вокруг этого целую идеологию (как, например, IBM). Примером такого подхода может служить компания HewlettPackard, создавшая особый основанный на высокой инженерной культуре стиль "путь HP", или McDonald's, чей успех в значительной мере определяется девизом "качество, сервис, чистота и уважение".

Таким образом, стратегия по отношению к организации есть примерно тоже самое, что индивидуальные особенности для человека. В самом деле, один из самых первых и самых влиятельных исследователей стратегического менеджмента (по крайней мере его идеи отражены во всех более или менее серьезных последующих работах) Филип Селзник говорит о "характере" организации, заложенном в саму ее основу индивидуальной или интегрированной "приверженности к определенному образу действий и реакциям". Это понятие широко используется и в других областях. Так, антропологи говорят о "культуре" общества, а социологию его "идеологии", военные теоретики пишут о "главных стратегиях" армий, а теоретики менеджмента, выработав собственную терминологию, обсуждают "теорию бизнеса" как его "движущую силу" . В немецком языке есть, пожалуй, наиболее удачный термин Weltanschauung, дословно означающий "мировоззрение" некое коллективное понимание (интуитивное) устройства мира.

Пятое определение, помимо всего прочего, предполагает, что стратегия это концепция. Это означает, что все стратегии представляют собой абстракции, существующие только в умах заинтересованных сторон. Важно не забывать, что еще никому не удавалось увидеть стратегию или потрогать ее. Всякая стратегия это изобретение, фантазия, продукт чьего-то воображения, вне зависимости оттого, разрабатывается она намеренно для регулирования поведения в будущем или же извлекается из прошлого опыта.

Еще один важный момент в пятом определении - это то, что перспективе сопутствует слово разделяемая. Данный аспект явственно присутствует в терминах Weltanschauung, "культура" и "идеология" (по отношению к обществу), но практически отсутствует, скажем, в термине "личность". Стратегия - это перспектива, разделяемая членами организации в их намерениях и/или действиях. В самом деле, говоря о стратегии именно в этом контексте, мы вступаем в сферу коллективного разума, когда индивиды объединены общностью мышления и/или поведения. В этой связи важнейшей задачей изучения стратегий является проблема "прочтения" содержания коллективного разума, понимания намерений, пронизывающих систему под названием "организация", разделяемых всеми ее членами, и осознание того, как на подобной общей и достаточно устойчивой основе осуществляются те или иные действия.


Читайте также:
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я