Отстранение от работы

Рассматривая первое из приведенных оснований отстранения работника от работы — появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, следует отметить, что в подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ появление работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения расценивается как грубое нарушение работником трудовых обязанностей, однократное совершение которого может повлечь расторжение с ним трудового договора по инициативе работодателя. Решение об увольнении работника с работы по этому основанию работодатель может принять после затребования от работника объяснения в письменной форме не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

При этом факт появления работника на работе в состоянии опьянения должен быть соответствующим образом удостоверен и зафиксирован. Как разъяснил Пленум ВС РФ в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 (п. 42), состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом в случае возникновения и рассмотрения трудового спора по этому поводу.

Учитывая, что появление работника на работе в состоянии опьянения является основанием не только для отстранения его от работы в этот день, но и для увольнения в последующем по подп. «б» п. 6. ч. 1 ст. 81 ТК РФ, следует исходить из того, что если работодатель не принял решение о расторжении трудового договора с этим работником, то на следующий день он должен быть допущен к работе, при нахождении, естественно, в трезвом состоянии.

В противном случае начиная со следующего после отстранения дня работник может потребовать выплаты заработной платы за время вынужденного прогула, вызванного незаконным отстранением от работы.

Обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, диктуется как задачами сохранения здоровья работника, так и интересами работодателя, ответственного за безопасные условия труда в своей организации. Работник, не знающий правила по технике безопасности либо не способный их исполнять по состоянию здоровья, в условиях современного производства, насыщенного мощными техническими устройствами и источниками повышенной опасности, сам представляет опасность для окружающих.

Такую же угрозу для здоровья окружающих может представлять работник, деятельность которого связана с общением со значительным количеством людей, в случае выявления у него заразного заболевания, наличие которого в соответствии с медицинским заключением является противопоказанием для выполнения работы, обусловленной трудовым договором. Такого работника работодатель обязан отстранить от работы и не допускать к ней до полного излечения, подтвержденного медицинским заключением.

В приведенных случаях работодатель до принятия решения об отстранении работника от работы сам устанавливает наличие оснований для этого.

В других случаях основания для отстранения работника от работы устанавливают и решение об отстранении работника от работы принимают органы и должностные лица, уполномоченные на это Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Свое право на отстранение работника от работы они реализуют непосредственно, приняв решение об отстранении работника от работы, которое подлежит обязательному исполнению, либо через работодателя путем направления ему соответствующего требования, которое тот обязан исполнить и отстранить подчиненного ему работника от работы.

Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

■ предъявлять работодателям и их представителям обязательные
для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников,привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
■ выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я