Организация планирования в банке

16.1. Полная стратегия развития как единый завершенный и рабочий документ банка должен содержать следующие разделы или части:

I. Концепция развития (миссия) банка.

II. Система целей банка.

III. Стратегия управления банком: политика (политики) банка и система практических мер.

16.2. На первом этапе необходимо определить и сформулировать концепцию развития (миссию) банка.

Концепция банка — это исповедуемая банком общая философия или идеология, то, чем он хочет стать в будущем, к чему стремится в конечном счете (поэтому конкретные сроки здесь можно при желании указать, но их можно и не указывать), т.е. модель его перспективного состояния и места в экономике страны (региона) и обществе, как это видится руководству и сотрудникам банка.

Для банков, переживающих значительные трудности, проблема определения своей концепции развития сводится к проблеме выявления возможностей выживания, существования в дальнейшем в качестве банка.

16.3. На втором этапе следует определить и четко сформулировать прежде всего качественные (количественно пока не измеренные), а также важнейшие количественные целевые ориентиры деятельности банка на конкретный плановый период (на полгода, год и т.д.) применительно к укрупненным объектам банковского управления.

Указанные цели должны соответствовать концепции банка и быть конкретными, реальными (достижимыми) и взаимно поддерживающими.

16.4. Концепция развития банка и качественные цели его деятельности — это те рамки, в которых должны приниматься все последующие управленческие решения.

16.5. «Концепция (миссия)» и «Цели деятельности» могут быть объединены в один раздел документа.

16.6. На третьем этапе необходимо сформулировать политику банка на конкретный плановый период (тот же, что и в п.

16.7. Применительно к разным объектам банковского управления.

Политика банка — это цели его деятельности, получившие уточненное качественное и количественное выражение (измеренные цели) и ставшие планами и критериями успешности деятельности банка в целом и/или отдельных его подразделений.

Политика банка всегда существует как целая система политик (планов, программ, проектов).

К планам банка предъявляются те же требования, что и к целям его деятельности. Кроме того, они должны:

• соответствовать целям и концепции (миссии) банка;

• быть увязаны с имеющимися возможностями и подкреплены ресурсами и конкретными практическими мероприятиями;

• включать определение типов и степени допустимых рисков;

• содержать описание ожидаемых результатов.

Планы банка должны раскладываться на планы его подразделений (а не складываться из последних).

16.8. На последнем, четвертом этапе необходимо определить комплексы практических мероприятий (экономических, финансовых, юридических, организационных, технических, технологических, кадровых и др.), способных в необходимые сроки реализовать каждую из политик (каждый план) банка.

16.9. На каждом из четырех этапов возможно использование метода итеративного приближения к окончательным формулировкам и объемам.

17. Утвержденная стратегия развития банка должна быть сообщена (полностью или частично) всем сотрудникам функциональных подразделений банка: в виде письменного документа; через программы повышения квалификации сотрудников.

18. Банку целесообразно в форме изложения в СМИ и/или иными способами проинформировать о своей новой (уточненной) стратегии развития общественность, участников и клиентов банка. Возможна подготовка двух вариантов документа — для служебного использования и для внешних пользователей.

19. Работа над утвержденной стратегией развития банка должна вестись постоянно с целью:

1) поддержания ее в актуальном состоянии;

2) отслеживания хода ее реализации, в том числе в части соответствия принципиальным положениям принятой стратегии:

• конкретных планов (программ) банка;

• вновь принимаемых руководством банка документов нормативного характера;

• управленческих решений оперативного характера.

20. Банку целесообразно периодически возвращаться к своей стратегии развития, имея ввиду анализ хода ее реализации и, возможно, внесение в нее необходимых коррективов.

О необходимости пересмотра (уточнения) стратегии развития банка или отдельных ее элементов могут свидетельствовать:

• существенные затруднения и задержки в реализации планов (программ) банка;

• многочисленные исключения и поправки, потребность внесения которых в документ становится очевидной;

• изменение параметров внешней среды, в которой приходится действовать банку.

20. Как подготовку проекта стратегии развития банка, так и всю последующую текущую работу над ней целесообразно поручить одному специальному подразделению, действующему в качестве рабочего органа при (варианты): председателей правления; правлении; совете банка; совете и правлении банка.

Функции данного подразделения (у него не должно быть распорядительных полномочий) могут и должны распространяться на:

1) анализ:

• проведение системного анализа (исследование глубинных факторов, которые в обозримой перспективе будут определять будущее банка), результаты которого в виде прогнозов должны лечь в основу проекта стратегии развития банка;

• анализ и оценка хода реализации стратегии банка;

• информационно-аналитическое обеспечение руководства банка и функциональных подразделений надежными сведениями и выводами;

2) планирование:

• подготовка проекта стратегии развития банка;

• поддержание стратегии развития банка в актуальном состоянии (подготовка предложений о внесении в нее изменений и дополнений);

3) регулирование (оперативное управление):

• организация разработки всех стратегических документов банка;

• подготовка проектов решений, адресованных исполнителям планов (программ) банка;

• проверка документов принципиального характера, готовящихся к подписанию руководством банка;

• подготовка предложений, направленных на совершенствование организации работы банка (структуры, полномочия, регламенты и т.д.);

4) контроль:

• контроль и оценка выполнения стратегии развития банка.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я