Организация планирования в банке

Требования к технологии планирования и его информационно-аналитическому обеспечению.

К требованиям данного рода (минимально необходимым) можно отнести следующие.

1. В банке должно быть специальное подразделение, на основе стратегического анализа (анализа факторов, которые будут существенно воздействовать на условия деятельности банка в ближайшем и/или более отдаленном будущем) занимающееся подготовкой проектов документов, в которых отражены концепция, цели и планы развития банка, и поддержанием их в актуальном (адекватном меняющимся условиям) состоянии. Такое подразделение должно действовать на основе особого пакета внутрибанковских нормативных документов.

2. Развитая система внутрибанковского планирования должна обеспечивать разработку и утверждение (документальную фиксацию): концепции (миссии) банка,
рассчитанной на период, реально поддающийся прогнозированию; системы качественных и важнейших количественных целей деятельности или намерений банка («дерева целей» банка) на конкретный плановый период (к примеру, на год); системы политик банка применительно ко всем существенным объектам банковского управления, т.е. системы целей банка, получивших уточненное качественное и количественное выражение (на тот же или меньший период); перечней практических мер (организационных, юридических, аналитических, финансовых, экономических, технических и технологических, кадровых и пр.) с указанием конкретных сроков, объемов, исполнителей, которые необходимо предпринять для реализации каждой из утвержденных политик банка и бюджета банка.

Следует иметь в виду наиболее часто встречающиеся ошибки в толковании банковского планирования: ограничение задач планирования только составлением планов или определением способов, путей достижения намеченных целей деятельности (т.е. исключение задач, связанных с формулированием концепции, определением приоритетов, целей деятельности и политик банка); ограничение планирования деятельности банка только планированием его финансов; ориентирование результатов планирования исключительно на высшее звено управленцев.

Результатом указанных выше пунктов «в» и «г» выступают финансово обоснованные планы (программы) развития банка, которые:

• должны представлять собой согласованный, непротиворечивый комплекс планов, характеризующихся различными периодами планирования, различным
уровнем детализации работ; распространяющихся на развитие банка в целом и/или отдельных его подразделений, на реализацию отдельных решений;

• должны находиться в состоянии постоянного развития (регулярно пересматриваться и при необходимости уточняться по фиксированным правилам).

3. Банк должен располагать специальной службой и целостной технологией информационной поддержки (обоснования) всех принимаемых в нем управленческих решений, для чего указанная служба должна:

• способствовать проведению стратегического анализа, осуществляемого специальным плановым подразделением, указанным в п. 1;

• своевременно (в режиме, близком к режиму реального времени) обеспечивать обработанной определенным образом текущей информацией и результатами ее оперативного анализа процесс принятия руководством банка и его подразделений управленческих решений оперативного характера. Указанная информация и выводы из нее должны характеризовать в первую очередь текущее состояние всех активов и пассивов банка, их согласованность, срочность, связанные с ними риски.

Такая технология, адаптированная к возможностям каждого конкретного банка, должна быть зафиксирована в совокупности соответствующих внутрибанковских нормативных управленческих документов, ядро которой должны составлять используемые службой информационного обеспечения методики сбора, обработки, анализа и представления информации. Здесь следует иметь в виду, что проблема быстрого получения достоверной и качественной управленческой информации может быть решена только комплексно. Для этого необходимо, с одной стороны, иметь соответствующее методическое обеспечение, понятное каждому руководителю банка, с другой — оптимизировать саму структуру банка и его документооборот. Руководители небольшого банка, не располагающего аналитиками достаточной квалификации и не имеющего возможностей организовать специальную службу, могут получать необходимую информацию в рамках традиционной линейной системы управления.

4. В процессе планирования и оперативного управления руководство банка и его основных подразделений должно располагать документально закрепленной и регулярно обновляемой по определенным правилам обоснованной информацией:

• о характеристиках самого банка, включая: описание его слабых и сильных сторон, перечень внешних возможностей, способных обеспечить банку сравнительные с другими преимущества, список препятствий для деятельности банка; определение его специализации на текущий и предстоящий периоды (перечень операций и сделок, которыми банк занимается преимущественно или хочет заниматься); описание качеств, отличающих банк от конкурентов, а также ключевых ценностей, признаваемых всеми сотрудниками банка; определение принципов и пределов гибкого реагирования банка на те или иные возможные изменения условий его деятельности; сравнение фактических результатов деятельности с плановыми;

• о рынках и отраслях, на которые распространяются интересы банка;

• о клиентуре (как можно более подробные сведения).

Это означает, что на деле планирование должно базироваться не на анализе вообще, а на анализе стратегическом (анализе глубинных факторов), тогда как регулирование (оперативное управление) должно осуществляться на основе требований утвержденных планов (программ) развития банка, но с учетом результатов оперативного (текущего, каждодневного) анализа.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я