Определение условий, организация, исполнение плана
После разработки плана начинается следующая фаза производственного менеджмента. Необходимо оценить условия выполнения плана и приступить к организации его выполнения. Прежде всего, нужно оценить внешние и внутренние факторы, которые могут оказать влияние на реализацию плана.При определении условий реализации плана трудно переоценить важность исходной информации о положении на рынке. Это обусловлено тем, что в деятельности многих предприятий сфера продаж является узким местом. Предприятие должно реагировать на изменение ситуации на рынке.
Определяя условия реализации плана, полезно располагать информацией о следующих показателях:
1) динамика численности населения с разбивкой по районам и возрастным группам. Эта информация важна для того, чтобы правильно организовать реализацию товаров и услуг;
2) потребление товаров и услуг на душу населения. Позволяет выявить тенденции в поведении потребителей;
3) динамика доходов населения (клиентов). Важно для разработки стратегии производства и планирования затрат;
4) динамика покупательной способности;
5) динамика общего спроса на сопоставимые на рынке товары и услуги. Имеет значение для обоснования вероятного перехода на производство взаимозаменяемых товаров;
6) динамика изменения производственных мощностей конкурентов или численности занятых в конкурентной области.
Информация по пунктам 4—6 позволяет выделить три группы товаров и услуг:
а) с растущим спросом,
б) нейтральные,
в) с падающим спросом.
В зависимости от типа потребителей или групп клиентов создается структура организации. Предприятия, поставляющие свою продукцию разным группам потребителей, заинтересованы в такой организации работы, которая позволяет более полно удовлетворить запросы всех групп клиентов. На основании сегментации рынка могут быть созданы соответствующие подразделения внутри организации.
Избранная форма организации может действовать в течение долгого времени. Однако у предприятия возникают задачи временного характера, связанные с реализацией плана. В таком случае создаются временные организационные структуры, которые называют проектными организациями. Эти структуры создаются для решения специфических задач внутри предприятия и нередко существуют достаточно автономно. Как правило, проектная организация состоит из одной или нескольких групп сотрудников из различных подразделений предприятия (основной организации). Сотрудники, вошедшие в проектную организацию, на некоторое время освобождаются от основной работы и переходят в подчинение руководителя проекта. При создании временной структуры необходимо четко определить ее задачу, назначить руководителя проекта, установить сферу ответственности каждого исполнителя проекта.
Пример проектной организации — создание дилерской сети для продвижения товара к конечному пользователю.
Для реализации плана необходима обоснованная структура административных подразделений. Это обусловлено тем, что на каждом предприятии существуют задачи, связанные с созданием условий для работы, контролем.
Все административные структуры можно разделить на две большие группы:
1) занятые общим обеспечением производственного процесса, при котором они не вмешиваются в его содержание (отдел внешних сношений и т.п.);
2) непосредственно связанные с содержанием производственного процесса (плановый отдел, отдел контроля качества и т.п.).
При создании административных подразделений нужно принимать во внимание следующие аспекты;
— какие задачи будут входить в компетенцию административных служб;
— как будут выполняться административные задачи (централизованно или собственной административной службой каждого подразделения);
— будут ли административные структуры, влиять на производственный процесс, какие они получат полномочия;
— каким образом административные расходы будут учитываться при определении производственных затрат.
При создании организационной структуры и определении ее функций нужно предварительно оценить ее эффективность для деятельности всей организации и выполнения плана.
В зарубежной практике менеджмента наблюдается тенденция к изменениям в структуре организаций. Эти изменения являются скорее правилом, чем исключением. Для создания эффективной организации необходимо постоянно изучать ситуацию за пределами предприятия и прогнозировать требования потребителей.
Важнейшей составляющей фазы «Определение условий и организация выполнения плана» является оценка собственной конкурентной позиции на рынке. Оценка проводится с целью определить положение предприятия на отраслевом рынке; привлечь средства инвесторов в перспективное производство; разработать программы выхода на новые рынки сбыта.
Любое предприятие существует благодаря своим потребителям. Быстро меняющиеся рынки требуют подвижной и гибкой организационной структуры, способной адекватно реагировать на всевозможные изменения.
Реализация стратегии, избранной руководством предприятия, предполагает четкую постановку задач перед исполнителями; определение ожидаемых результатов и контрольных сроков.
Заключительной фазой цикла производственного менеджмента является руководство (анализ, контроль, принятие решений).
Читайте также: