Разработка планов

Планирование — это процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем, уменьшить неопределенность. Обычно эти решения образуют сложную систему, в рамках которой влияют друг на друга и поэтому нуждаются в определенной увязке.

Планирование в узком смысле слова сводится к разработке специальных документов — планов, определяющих конкретные направления предприятия по достижению стоящих перед ним целей в рамках предстоящего периода.

Планом принято называть официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегия на случай чрезвычайных обстоятельств.

В плане предусмотрены задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работы.

Для разработки плана сформулированы следующие требования: преемственность стратегического и текущего планов; социальная ориентация; ранжирование объектов по их важности; адекватность плановых показателей; согласованность с параметрами внешней среды; вариантность; сбалансированность; экономическая обоснованность; автоматизация системы планирования; обоснованность плановых задач с точки зрения системы прогрессивных технико-экономических нормативов; ресурсное обеспечение; наличие разработанной системы учета, отчетности, контроля, ответственности за выполнение.

Различают несколько видов планов, структурированных но срокам исполнения.

Стратегический план — долговременный план на 10—15 лет, в котором формулируются задачи, цели и общая стратегия их достижения. Разработка стратегических планов предусматривает следующие этапы: разработку, согласование и утверждение программы, сетевого графика и программы реализации стратегических планов; организацию учета и контроля выполнения планов; мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с наименьшими затратами; регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия. Для обеспечения развития предприятия стратегический план требует выявления рыночных возможностей в сферах, где предприятие будет иметь явное конкурентное преимущество.

После разработки общих стратегических планов каждому производству предстоит разработать собственные планы маркетинга по товарам, маркам и рынкам. Основными разделами плана маркетинга являются: сводка контрольных показателей, изложение текущей маркетинговой ситуации, стратегии маркетинга, перечень опасностей и возможностей, задач и проблем, обоснование программы действий, бюджета, а также порядок контроля. В разделе плана, касающемся бюджета маркетинга, оптимизация прибыли может быть предусмотрена либо методом установления показателей целевой прибыли, либо методом функции реакции сбыта.

Долговременный план — план, разрабатываемый на несколько лет и нацеленный на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии предприятия. Такой план чаще всего является составной частью стратегического плана.

Текущий план — план, в котором объединяются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год.

Оперативный план предназначен для решения конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде (1 —2 года), имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется большим разнообразием используемых приемов и методов.

Бизнес-план — план создания нового предприятия, программа деятельности предприятия, стратегия маркетинга. Составление бизнес-плана предусматривает проработку многих вопросов: анализ факторов макросреды, инфраструктуры региона, микросреды; построение дерева эффективности товаров; прогноз показателей конкурентоспособности товаров и основных конкурентов; анализ организационно-технического уровня производства; анализ качества методического,


информационного, ресурсного, правового обеспечения производства; налаживание оптимальных связей с поставщиками ресурсов, информации, документов; прогнозирование изменения финансовых показателей по товарам, рынкам; прогнозирование и выбор стратегии международной деятельности предприятия.

Планы по назначению делятся на несколько видов: производственные, коммерческие, инвестиционные, финансовые, социальной поддержки, труда и заработной платы.

В зависимости от уровня управления предприятием, на котором реализуются планы, они подразделяются на планы общефирменные, цеховые, функциональных отделов, участков, бригад.

Принципы планирования. При разработке плана производства продукции необходимо соблюдать определенные правила, которые в планировании называются принципами. Выделяют три принципа планирования — участия, непрерывности и холизма.

Принцип участия подразумевает, что любое подразделение предприятия составляет свой план. Оно свободно в выборе плановых решений, однако имеются два ограничения. Подразделение не должно:

1) отрицательно влиять на другие подразделения;

2) требовать дополнительных ресурсов.

При этом можно использовать схемы составления планов по одному из двух методов: «сверху вниз» (детализация плана) и «снизу вверх» (укрупнение плана).

Принцип непрерывности предусматривает внесение уточнений в составленный план и его продление. Поскольку при планировании необходимо учитывать прошлое, настоящее и будущее, то непрерывность может выражаться в сочетании планов различной продолжительности, например, текущего (краткосрочного), тактического (среднесрочного), стратегического (долгосрочного).

Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Координация учитывает необходимость взаимной увязки планов отдельных частей или подразделений предприятия. Интеграция предусматривает порядок, при котором планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективно, как планирование во взаимозависимости на всех уровнях.

При реализации принципов планирования должны соблюдаться следующие правила.

1. Связь уровней управления:

— планирование «сверху вниз» (детализация плана);

— планирование «снизу вверх» (укрупнение плана);

— работа без плана (полное делегирование);

— планирование в зоне результата (частичное делегирование).

2. Привязка к календарю:

— объемное планирование по календарным интервалам;

— жесткое планирование по датам завершения работ (по особым точкам);

— свободное планирование очередности работ.

3. Соблюдение длины горизонта планирования:

— планирование на один интервал (дискретное планирование);

— скользящее планирование (плановый горизонт больше отчетного периода);

— остаточное планирование (уменьшающийся плановый горизонт);

— гибкое планирование (с выбором плавного горизонта).

4. Учет влияния предшествующего результата:

— планирование с нуля (прошлые обязательства пропадают);

— возвратное планирование (прошлые обязательства остаются).

5. Использование переменного планирования, т.е. планирование:

— по заказам;

— по группам продукции;

— по технико-экономическим показателям;

— комбинированное.

6. Связь между объектами планирования осуществляется при планировании:

— по «узкому» месту;

— «от выхода к выходу»;

— «от входа к входу»;

— последовательной «проводки» единиц продукции.

6. Распределение потоков планирования:

— поток продукции:

— денежный поток, оцениваемый с учетом таких показателей, как объем продаж; динамика цен; торговые и транспортные расходы; динамика накладных расходов; цикл жизни продукта; соотношение прироста доходов и расходов.

7. Организация плановой работы:

— специализация плановой деятельности;

— разделение процессов планирования и корректировки плана;

— разделение нормативного планирования и привязки плана к календарным срокам;

— взаимодействие работников через компьютерную систему;

— осуществление планирования как части единой горизонтальной структуры предприятия.

Особо следует выделить краткосрочные планы. Такие планы охватывают годовой период и разрабатываются на уровне предприятия в виде производственной программы на основании поступивших заказов или результатов маркетинговых исследований, после чего конкретизируются для отдельных цехов на квартал или месяц. В сущности, краткосрочные планы содержат решения о том, как эксплуатировать производственную систему в зависимости от меняющегося рыночного спроса. То есть в задачу краткосрочного планирования входит обеспечение производства продукцией с минимальными затратами.

Цехи и подразделения предприятия в процессе краткосрочного планирования формируют собственные производственные программы и задания участкам и бригадам с учетом их выполнения на каждом рабочем месте. В них входят оперативно-календарные планы запуска — выпуска изделий и сменно-суточные задания.

Руководит процессом планирования специальный орган — плановый отдел, функции которого во многом определяются структурой предприятия, степенью специализации производственных процессов, централизации управления и многими другими факторами.

Аппарат, осуществляющий планирование производства, состоит из работников высшего звена и работников функциональных подразделений различных уровней управления. Высшее звено подготавливает решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики, а также выполняет технические, координационные и аналитические функции, участвует в формулировании основных целей и задач. Подготовленные предложения, рекомендации выносятся на совет директоров (либо руководителей высшего звена) и после проработки и одобрения включаются в перспективный план развития производства.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я