Понятие, функции и роль финансов. Финансово-бюджетная политика

Россия обладает одними из крупнейших в мире производительны­ми силами: территорией, плодородными землями, трудоспособным на­селением, полезными ископаемыми, водными и лесными ресурсами. Однако используются они далеко не самым лучшим образом. Слабое регулирование бюджетно-финансовых процессов со стороны государ­ства оборачивается тем, что миллиарды денежных средств уходят из страны и оседают в зарубежных банках. Финансирование экономики, научных разработок снизилось в десятки раз по сравнению с объема­ми 1980-х гг.

Начиная с 1999 г. наметились определенные позитивные тенден­ции экономического развития России. Бюджет сводится без дефици­та, сократился отток капитала, платежный баланс страны устойчив, растут доходы населения.

Исходя из задач, поставленных правительством любого государства, экономисты разделяют бюджетно-финансовую политику на три вида:

1)  политика экономического роста;

2)  политика стабилизации;

3)  политика ограничения деловой активности.

Политика экономического роста обеспечивается значительными вложениями государства в отечественную экономику, снижением на­логового бремени, оптимальным уровнем банковских ставок, ростом занятости населения. Все эти меры должны способствовать увеличе­нию ВВП, национального дохода, дохода трудящихся. Практика раз­работки экономической политики выделяет следующие ее виды.

Политика стабилизации нацелена на поддержание определенного уровня ВВП, стабильных цен, устойчивости валюты, отсутствия бюд­жетного дефицита, а также на недопущение безработицы и сдержива­ние процесса инфляции.

Политика ограничения деловой активности связана с уменьшением высокой инфляции и безработицы, государственных расходов в эко­номику, увеличением налоговых ставок.

Опыт стран, осуществляющих глубокие преобразования в эко­номике и социальной сфере однозначно свидетельствует о том, что эффект от них наступает в том случае, когда результаты реформ отра­жают интересы трудящихся и получают его поддержку. Об этом сви­детельствуют уровни экономического развития таких стран, как Япо­ния, Германия, Китай и др. Следует подчеркнуть, что основными звеньями при проведении государственной бюджетно-финансовой политики являются государственный бюджет и Центральный банк Рос­сии. Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой централизованный фонд денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
     
Центральный банк России — главный банк государства и единст­венный на территории страны орган денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика на микро­уровне представляет собой целенаправленную деятельность Централь­ного банка России по выполнению общегосударственных задач. Ее цели — регулирование денежного обращения и кредита, ослабление инфляционных процессов.

Если подвести итоги бюджетной политики последних лет, то мож­но отметить, что начиная с 2001 г. государственный бюджет Россий­ской Федерации сводился без дефицита. Были сделаны определенные шаги по переходу на среднесрочное бюджетно-финансовое планиро­вание. Наметился стабильный рост ВВП в пределах 3—5 % ежегодно, выросли реальные доходы населения.

Финансово-бюджетная политика — это выработка целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей. Внутри финансовой полити­ки следует различать самостоятельные направления политики: анти­монопольную, кредитную, налоговую, страховую, таможенную. При этом все они связаны и влияют друг на друга, поэтому и разрабаты­ваться они должны в тесной взаимосвязи.


Финансово-бюджетная политика всегда нацелена на конкретные результаты. Основными целями финансовой политики государства должны быть увеличение или сохранение реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение специальных нормативов уровня жизни в стране. Такие нормативы не могут быть одинаковыми для всех регионов, они должны быть разработаны с учетом определен­ных условий.


Значительным ресурсом финансовой политики служит более ра­циональное использование всех средств, которые либо используются не по назначению, либо остаются несобранными у налогоплательщи­ков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от эффективной работы всех бюджетных структур.


Есть еще один аспект бюджетной политики, связанный с управле­нием государственной собственностью, — это доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В бюджете последних лет доходы от этого имущества составляют 3—3,5 % от общей суммы доходов федерального бюджета, а могли бы быть гораздо выше.

Бюджетная и налоговая политика служат основными инструмен­тами государственного регулирования экономики. Бюджетная поли­тика позволяет реализовать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство финансовыми ресурса­ми. В настоящее время федеральный и региональный бюджеты бо­лее целенаправленны на решение задач повышения экономического роста и роста благосостояния российских граждан. Критерием бюд­жетных расходов должна стать эффективная отдача на потраченные бюджетные средства. Действующие в России бюджетное и налоговое законодательство создает одну из самых централизованных в мире налоговых систем. Но налоговая политика не должна подавлять пред­принимательскую деятельность и способствовать развитию теневого сектора экономики. Последние нововведения в налоговом законо­дательстве связаны с положительными тенденциями: снижены став­ки налогов, сужены финансовые потоки в офшорные зоны, повыше­на достоверность бухгалтерской отчетности. Переход на упрощенную схему налогообложения снизит налоговую нагрузку с 20—22 до 6—7 %, а поступления единого социального налога на одного налогоплатель­щика сократятся в 2,7—3,7 раза.

Среди первоочередных задач на ближайший период — реальная по­мощь малому бизнесу, снижение косвенных и отмена неэффективных налогов. Реальная финансовая стабилизация может быть достигнута только при обеспечении нормального межотраслевого перелива инве­стиционных ресурсов.


Вклад России в мировой ВВП остался крайне низким. Темпы роста и структуру нашей экономики нельзя считать удовлетворительными. Пе­ред страной стоят задачи по обеспечению качественного роста и подъема экономики и существенному повышению благосостояния людей.


В модернизации нуждаются финансовая и банковская деятельность, требуется дальнейшее снижение налогов для роста бизнеса.

Социальная сфера характеризуется низким качеством и недоступ­ностью значимых социальных услуг. Ухудшения в социальной сфере наблюдаются в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании. Для решения этих проблем необходимы действенные реформы, требующие значимых финансовых вложений. Это означа­ет, что политика стимулирования экономического роста становится важнейшей. Надо помнить, что накопления в сырьевом секторе сами по себе не перетекут в инвестиции других отраслей или социальную сферу. Нужна продуманная социальная политика на длительный пе­риод. За этим должна стоять продуманная инвестиционная програм­ма Правительства страны.
  

В расходах государственного бюджета на всех уровнях на первом месте остается образование, на втором — оборона, правоохранитель­ная деятельность, социальная политика.
  
В нашем бюджете высока доля так называемых «непроизводительных» расходов: государственное управление, содержание силовых структур, погашение государственного долга. Они «съедают* около 60 % расходов федерального бюджета страны. Однако главное внимание государства должно быть приковано к развитию конкретной экономики.

Прогноз развития экономики России на среднесрочный период включает:

■     ускорение экономического развития страны;

■     повышение благосостояния граждан;

■     обеспечение качественных услуг в области здравоохранения и образования;

■     укрепление обороноспособности страны.

Важно отметить, что ускорение экономического роста должно происходить за счет повышения конкурентоспособности экономики. Внутренними условиями развития является создание благоприлтных условий для предпринимательской деятельности, расширения внут­реннего спроса и емкости рынка, причем правительство берет на себя решение следующих проблем: укрепление твердого курса рублл; раз­работку оптимальной тарифной политики, федеральной целевой про­граммы, государственных инвестиций, государственных заказов и т.д. В результате темп роста ВВП в 2005—2007 гг. оценивается в 6 %. В бли­жайшие годы может вырасти доля фонда заработной платье ВВП до 30 % по сравнению с 24,5 % в 2003 г.

Основной стратегической целью бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, то пре­дусматривается в долгосрочной стратегии, а их наращивание до тех па­раметров, которые соответствуют потребностям современной высоко­технологичной рыночной экономике и высокому уровню социальных расходов, достигнутому развитыми странами.

На ближайшее будущее целевым критерием бюджетной политики должен стал рост объемов производства. Это не просто обеспечит фи­нансовую стабилизацию, а увеличит объемы накопления и потребле­ния в ВВП и повысит реальные доходы населения.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я