Понятие, функции и роль финансов. Финансово-бюджетная политика
Россия обладает одними из крупнейших в мире производительными силами: территорией, плодородными землями, трудоспособным населением, полезными ископаемыми, водными и лесными ресурсами. Однако используются они далеко не самым лучшим образом. Слабое регулирование бюджетно-финансовых процессов со стороны государства оборачивается тем, что миллиарды денежных средств уходят из страны и оседают в зарубежных банках. Финансирование экономики, научных разработок снизилось в десятки раз по сравнению с объемами 1980-х гг.Начиная с 1999 г. наметились определенные позитивные тенденции экономического развития России. Бюджет сводится без дефицита, сократился отток капитала, платежный баланс страны устойчив, растут доходы населения.
Исходя из задач, поставленных правительством любого государства, экономисты разделяют бюджетно-финансовую политику на три вида:
1) политика экономического роста;
2) политика стабилизации;
3) политика ограничения деловой активности.
Политика экономического роста обеспечивается значительными вложениями государства в отечественную экономику, снижением налогового бремени, оптимальным уровнем банковских ставок, ростом занятости населения. Все эти меры должны способствовать увеличению ВВП, национального дохода, дохода трудящихся. Практика разработки экономической политики выделяет следующие ее виды.
Политика стабилизации нацелена на поддержание определенного уровня ВВП, стабильных цен, устойчивости валюты, отсутствия бюджетного дефицита, а также на недопущение безработицы и сдерживание процесса инфляции.
Политика ограничения деловой активности связана с уменьшением высокой инфляции и безработицы, государственных расходов в экономику, увеличением налоговых ставок.
Опыт стран, осуществляющих глубокие преобразования в экономике и социальной сфере однозначно свидетельствует о том, что эффект от них наступает в том случае, когда результаты реформ отражают интересы трудящихся и получают его поддержку. Об этом свидетельствуют уровни экономического развития таких стран, как Япония, Германия, Китай и др. Следует подчеркнуть, что основными звеньями при проведении государственной бюджетно-финансовой политики являются государственный бюджет и Центральный банк России. Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой централизованный фонд денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Центральный банк России — главный банк государства и единственный на территории страны орган денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика на микроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка России по выполнению общегосударственных задач. Ее цели — регулирование денежного обращения и кредита, ослабление инфляционных процессов.
Если подвести итоги бюджетной политики последних лет, то можно отметить, что начиная с 2001 г. государственный бюджет Российской Федерации сводился без дефицита. Были сделаны определенные шаги по переходу на среднесрочное бюджетно-финансовое планирование. Наметился стабильный рост ВВП в пределах 3—5 % ежегодно, выросли реальные доходы населения.
Финансово-бюджетная политика — это выработка целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей. Внутри финансовой политики следует различать самостоятельные направления политики: антимонопольную, кредитную, налоговую, страховую, таможенную. При этом все они связаны и влияют друг на друга, поэтому и разрабатываться они должны в тесной взаимосвязи.
Финансово-бюджетная политика всегда нацелена на конкретные результаты. Основными целями финансовой политики государства должны быть увеличение или сохранение реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение специальных нормативов уровня жизни в стране. Такие нормативы не могут быть одинаковыми для всех регионов, они должны быть разработаны с учетом определенных условий.
Значительным ресурсом финансовой политики служит более рациональное использование всех средств, которые либо используются не по назначению, либо остаются несобранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от эффективной работы всех бюджетных структур.
Есть еще один аспект бюджетной политики, связанный с управлением государственной собственностью, — это доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В бюджете последних лет доходы от этого имущества составляют 3—3,5 % от общей суммы доходов федерального бюджета, а могли бы быть гораздо выше.
Бюджетная и налоговая политика служат основными инструментами государственного регулирования экономики. Бюджетная политика позволяет реализовать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство финансовыми ресурсами. В настоящее время федеральный и региональный бюджеты более целенаправленны на решение задач повышения экономического роста и роста благосостояния российских граждан. Критерием бюджетных расходов должна стать эффективная отдача на потраченные бюджетные средства. Действующие в России бюджетное и налоговое законодательство создает одну из самых централизованных в мире налоговых систем. Но налоговая политика не должна подавлять предпринимательскую деятельность и способствовать развитию теневого сектора экономики. Последние нововведения в налоговом законодательстве связаны с положительными тенденциями: снижены ставки налогов, сужены финансовые потоки в офшорные зоны, повышена достоверность бухгалтерской отчетности. Переход на упрощенную схему налогообложения снизит налоговую нагрузку с 20—22 до 6—7 %, а поступления единого социального налога на одного налогоплательщика сократятся в 2,7—3,7 раза.
Среди первоочередных задач на ближайший период — реальная помощь малому бизнесу, снижение косвенных и отмена неэффективных налогов. Реальная финансовая стабилизация может быть достигнута только при обеспечении нормального межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов.
Вклад России в мировой ВВП остался крайне низким. Темпы роста и структуру нашей экономики нельзя считать удовлетворительными. Перед страной стоят задачи по обеспечению качественного роста и подъема экономики и существенному повышению благосостояния людей.
В модернизации нуждаются финансовая и банковская деятельность, требуется дальнейшее снижение налогов для роста бизнеса.
Социальная сфера характеризуется низким качеством и недоступностью значимых социальных услуг. Ухудшения в социальной сфере наблюдаются в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании. Для решения этих проблем необходимы действенные реформы, требующие значимых финансовых вложений. Это означает, что политика стимулирования экономического роста становится важнейшей. Надо помнить, что накопления в сырьевом секторе сами по себе не перетекут в инвестиции других отраслей или социальную сферу. Нужна продуманная социальная политика на длительный период. За этим должна стоять продуманная инвестиционная программа Правительства страны.
В расходах государственного бюджета на всех уровнях на первом месте остается образование, на втором — оборона, правоохранительная деятельность, социальная политика.
В нашем бюджете высока доля так называемых «непроизводительных» расходов: государственное управление, содержание силовых структур, погашение государственного долга. Они «съедают* около 60 % расходов федерального бюджета страны. Однако главное внимание государства должно быть приковано к развитию конкретной экономики.
Прогноз развития экономики России на среднесрочный период включает:
■ ускорение экономического развития страны;
■ повышение благосостояния граждан;
■ обеспечение качественных услуг в области здравоохранения и образования;
■ укрепление обороноспособности страны.
Важно отметить, что ускорение экономического роста должно происходить за счет повышения конкурентоспособности экономики. Внутренними условиями развития является создание благоприлтных условий для предпринимательской деятельности, расширения внутреннего спроса и емкости рынка, причем правительство берет на себя решение следующих проблем: укрепление твердого курса рублл; разработку оптимальной тарифной политики, федеральной целевой программы, государственных инвестиций, государственных заказов и т.д. В результате темп роста ВВП в 2005—2007 гг. оценивается в 6 %. В ближайшие годы может вырасти доля фонда заработной платье ВВП до 30 % по сравнению с 24,5 % в 2003 г.
Основной стратегической целью бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, то предусматривается в долгосрочной стратегии, а их наращивание до тех параметров, которые соответствуют потребностям современной высокотехнологичной рыночной экономике и высокому уровню социальных расходов, достигнутому развитыми странами.
На ближайшее будущее целевым критерием бюджетной политики должен стал рост объемов производства. Это не просто обеспечит финансовую стабилизацию, а увеличит объемы накопления и потребления в ВВП и повысит реальные доходы населения.
Читайте также: