Проблемы оценки
В ходе оценки деловой стратегии мы должны ответить на три главных вопроса:• Являются ли поставленные перед корпорацией задачи надлежащими?
• Соответствуют ли им основные направления политики и планирования компании?
• Подтверждаются ли полученными на сегодняшний день результатами положенные в основу стратегии допущения?
Однако дать надлежащий ответ на эти вопросы не так-то просто. Для этого требуется не только достаточно большое количество эмпирических данных, но и недюжинные аналитические способности. Например, весьма непростыми могут оказаться следующие обстоятельства:
• Каждая деловая стратегия уникальна. Например, компания-производитель бумаги рассчитывает, что ее обширные лесные владения позволят пережить любые потрясения, в то время как ее конкурент полагается на современное оборудование и систему распределения. Никакая стратегия не является сама по себе "правильной" или "неправильной", но всегда в определенном отношении. А потому и процесс оценки стратегии должен в большей степени ориентироваться на логику ситуации, а не на абстрактные рассуждения по типу "лучше всего".
• Любая стратегия, прежде всего, имеет дело с выбором целей и задач. Большинство людей, включая и "закаленных" менеджеров, привыкли реализовывать поставленные цели, а не оценивать их. Отчасти это является результатом всей их предшествовавшей подготовки (решение проблем, а не их структурирование), отчасти же следствием тенденции к смешению ценностей, которые являются выражением фундаментальных оснований человеческой личности, и задач, которые направлены всего лишь на установление соответствия действий обстоятельствам.
• Формальные системы оценки стратегий могут инициировать весьма взрывоопасные ситуации. И дело не только в этом роковом вопросе: а кто именно уполномочен судить и выносить объективное решение по поводу той или иной стратегии? Сама идея оценки стратегий предполагает такую точку зрения, для которой существуют вещи "более важные, чем результат". Такой подход явно противоречит популярной в управленческой среде позиции.
Читайте также: