Управление через граници: новые организационные подходы
Изменения в международной деловой среде принуждают компании к оптимизации эффективности, скорости реакции на внешние изменения и обучения. Для концентрировавшихся на развитии и управлении одной из названных способностей компаний это означает не только необходимость стратегической переориентации, но и крупных организационных изменений.Реализация комплексной трехсторонней стратегической задачи сопряжена со значительными трудностями в любых обстоятельствах, но для мировой компании она еще более усложняется. Уже переход к «интернационализации» означает появление множества организационных проблем и требует, как правило, введения дополнительно к ориентированным на бизнес и функции структурам управления третьего измерения. Весьма непросто достичь равновесия между производственными подразделениями и концентрацией стратегий на внутренние рынки и деятельностью сотрудников штаб-квартиры корпорации, функции которых предполагают выполнение ими важной руководящей роли. Одна только мысль о необходимости дополнительного, ориентированного на географические территории менеджмента и сохранении трехстороннего баланса организационных возможностей и способностей между сферами производства, функций и территорий приводит в ужас большинство менеджеров. Вследствие же напряженности отношений между менеджерами по товарам, территориям и функциональными менеджерами, которой не место в организации, операционные единицы которой часто разделены расстояниями и временем, а ключевые работники культурой и языком, трудности еще более возрастают.
От одномерных к многомерным способностям
Столкнувшись с проблемой создания стратегий с разнородными возможностями в сложноструктурных организациях, менеджеры почти всех принимавших участие в нашем исследовании компаний* приходили к упрощенному выводу о том, что они столкнулись с проблемой выбора из ряда парных вариантов. (Представленные в настоящей работе выводы основаны на анализе результатов исследования организации и управления в мультинациональных корпорациях, в ходе которого в США, Европе и Японии авторы провели интервью с 250 менеджерами девяти крупнейших мировых компаний.
Менеджмент обсуждал относительные достоинства стратегий национального реагирования и глобальной интеграции, рассматривал целесообразность централизации и децентрализации ключевых активов и ресурсов, дискутировал о преимуществах жесткого централизованного контроля перед независимостью дочерних предприятий. Способы решения компанией описанных выше дилемм, как правило, отражали влияние решений, принимавшихся в процессе ее развития. Так, американская компания ITT в периоды до и после Второй мировой войны должна была реагировать на изменения национальной политики и специфику локальных различий, а японская корпорация NEC, стратегия которой в 19601970е гг. предполагала расширение внешней деятельности, сконцентрировалась на создании высокоцентрализованного технологичного производства и освоении маркетинговых навыков и ресурсов.
Но такого рода одномерные подходы ограничивали стратегические возможности компаний в моменты, когда они оказывались перед лицом конкурентного вызова. Успехи ITT и NEC лишь подтверждают, что основным фактором повышения скорости реакций территориально рассредоточенного бизнеса является сильный географический менеджмент, который позволяет мировым компаниям идентифицировать, анализировать и реагировать на потребности различных национальных рынков.
Стремящиеся к глобальной производительности и интеграции эффективные конкуренты должны сформировать сильный бизнес-менеджмент, наделенный глобальными полномочиями и ответственностью. Менеджеры таких компаний действуют как яростные приверженцы рационализации производства, стандартизации продукции и снижения стоимости глобальных источников ресурсов. (В силу глобализации телекоммуникационной отрасли организационные способности NEC легли в основу ее конкурентных преимуществ.) Не обремененные территориальной или функциональной зависимостью, центральные товарные группы сохраняют чувствительность ко всем конкурентным проблемам и становятся агентами необходимых для повышения конкурентоспособности болезненных перемен.
Наконец, сильный глобальный функциональный менеджмент позволяет организации генерировать и развивать стержневые компетенции (основное условие для обучения во всемирном масштабе). Связи между функциональными менеджерами позволяют компании аккумулировать специальные знания и навыки и применять их там, где этого требует ее международная деятельность. Функциональный менеджмент действует как накопитель базы знаний организации и как основной стимулятор их объединения и движения внутри компании. В то же время стремление к установлению прочных связей между исследовательскими и техническими функциями дочерних предприятий не позволило компании ITT скоординировать развитие и распространение систем цифровых междугородних станций.
Таким образом, одновременное обеспечение производительности, скорости реакции и возможностей обучения требует от компании развития многомерной организации, в которой сохраняется эффективность менеджеров различных групп, и в то же время каждая из них защищена от доминирования других. Наиболее сложной задачей для пытавшихся соответствовать требованиям спонтанно развивающихся стратегий менеджеров являлась разработка новых элементов многомерной организации при сохранении эффективности одномерных способностей.
Читайте также: