Особенности финансов внешнеэкономической деятельности предприятий
Во избежание валютных рисков структура иностранных резервов в свободно конвертируемой валюте поддерживается ориентировочно в следующем виде: доллар США — 60 %, немецкая марка — 30 %, другая валюта — 10%.Размещение валютных средств внутри республики. Внутренние кредитные ресурсы в свободно конвертируемой валюте есть не что иное как депозиты, размещенные в банках-резидентах для кредитования экономики. При этом доля валютных средств, размещенных на долгосрочной основе (от 1 до 5 лет), не должна превышать 30 % от всех валютных средств, размещенных в банках-резидентах.
Размещение валютных средств осуществляется Национальным банком в банках-резидентах, имеющих генеральную лицензию и соблюдающих нормативы ликвидности и платежеспособности согласно информации, подготавливаемой ежемесячно Департаментом банковского надзора, а также норматив по размеру уставного капитала. Общая сумма валютных средств, выделяемых одному банку-резиденту, должна находиться в пределах 50— 100 % собственного капитала банка.
При наличии у банка просроченной задолженности перед Национальным банком новые депозиты в данном банке не размещаются. В случае продления депозитного договора по просьбе коммерческого банка процентная ставка по данному договору, как правило, удваивается.
При размещении валютных средств на срок до 1 месяца процентные ставки уменьшаются по сравнению со ставками по 4-месячным депозитам на 7—8 % — при размещении на срок до 3 дней, 4—5 % — при размещении на срок от 4 до 14 дней, на 2—3 % — при размещении на срок от 15 до 30 дней.
Основой для определения процентных ставок по краткосрочным депозитам является информация о ставках на межбанковском валютном рынке. При отсутствии данной информации процентная ставка по депозитам устанавливается, как правило, на 5 % ниже средней ставки кредитования банками клиентов на данный срок. Решения об уровне ставок по долгосрочным депозитам принимаются советом директоров Национального банка.
Важное значение имеют учет, хранение и распоряжение средствами фонда. Согласно действующему положению средства фонда хранятся в виде:
■ наличной иностранной валюты в кассе Национального банка;
■ иностранной валюты на корреспондентских счетах;
■ других ценностей, находящихся в хранилищах Национального банка и других банков.
Средства, поступающие в фонд, зачисляются на отдельные субсчета в разрезе валют и учитываются на соответствующем счете баланса Национального банка в свободно конвертируемых и неконвертируемых валютах. Иностранная валюта, приобретенная за счет прибыли Национального банка, учитывается на отдельном субсчете баланса Национального банка. Средства фонда, а также валюта, приобретенная за счет прибыли Национального банка, учитываются на счетах баланса в официальной денежной единице Республики Беларусь по внесистемному учету в средствах платежа, в которых они поступили.
Другие валютные ценности (драгоценные металлы и камни, ценные бумаги в иностранной валюте и др.), поступившие в фонд, хранятся в хранилищах Национального банка, а также за рубежом в соответствии с международными правилами.
Результаты переоценки стоимости фонда в связи с изменением валютных курсов относятся на специальный счет переоценки иностранных валют без отражения на счете результатов деятельности Национального банка.
Размещение средств фонда осуществляется исходя из целей валютного регулирования.
Расходование средств фонда производится с учетом действующих нормативных положений.
Финансы предприятий и иных хозяйственных структур выступают в форме формирования фондов валютных средств на поставленную продукцию и услуги на экспорт.
Управление финансами внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь осуществляется через определенную совокупность государственных органов.
В настоящее время в республике сложилась структура органов управления финансами внешнеэкономической деятельностью предприятий, включающая в себя три основных звена, каждое из которых выполняет строго определенные функции.
Первое звено — Совет Министров Республики Беларусь и Министерство внешних экономических связей. Совет Министров осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами, внешнеполитическую и экономическую деятельность и культурные связи с зарубежными странами.
Министерство внешних экономических связей выполняет в пределах своей компетенции координацию внешнеэкономической деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Беларусь, а также участников внешних экономических связей, расположенных на территории республики. Министерство внешних экономических связей в своей деятельности подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Второе звено - органы государственного планирования, финансирования и контроля валютной деятельности. К ним относятся: Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и Белвнешэкономбанк Республики Беларусь.
Все эти органы в той или иной степени осуществляют планирование валютной деятельности, разрабатывают проект платежного баланса, осуществляют методическое руководство в области валютной деятельности. Национальный банк и Белвнешэкономбанк, кроме того, обеспечивают концентрацию валютных резервов в рамках государства и их использование.
Третье звено — министерства, ведомства, объединения, предприятия и организации, непосредственно участвующие в международных экономических отношениях и являющиеся органами локального управления финансами. Функции данных структур ограничены правомочиями своей валютно-финансовой деятельности.
Таким образом, внешнеэкономический комплекс нашей республики представляет собой систему органов государственного и общественного управления, внешнеэкономических организаций и фирм, предприятий, учреждений и кооперативов, совместных предприятий, ассоциаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и содействующих ее развитию.
Читайте также: