Современная система налогообложения в Республике Беларусь

В соответствии с объектами налогообложения экологический налог состоит из трех частей:

1) платежей за пользование природными ресурсами в пределах установленных лимитов, а также за их сверхлимитную добычу;

2) платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов,
а также за их сверхлимитный объем выбросов (сбросов);

3) платежей за переработку нефти и нефтепродуктов.

Лимиты (объемы) добычи важнейших видов природных ресурсов — нефти, калийной и поваренной солей (в миллионах тонн в год), а также лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду по областям и г. Минску устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (по представлению Министерства экономики и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь).

Лимиты добычи других природных ресурсов, а также лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду по каждому пользователю устанавливаются местными Советами депутатов.

При этом необходимо иметь в виду, что для природопользователей, имеющих передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, лимиты этих веществ не устанавливаются. Разбивка указанных лимитов по месяцам осуществляется всеми природопользователями (предприятиями, организациями, колхозами, совхозами и т. д.) и утверждается приказами, копии которых направляются в государственные налоговые инспекции и органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту своего нахождения в 15-дневный срок после утверждения годового лимита райгорисполкомами.

Ставки налога за пользование природными ресурсами и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

За переработку 1 тонны нефти или нефтепродуктов налог взимается по ставке 1 ЭКЮ.

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов налог взимается в 15-кратном размере. За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере.

При исчислении налога на добычу природных ресурсов законодательством предусмотрен ряд льгот. Например, не взимается налог на воду, отпущенную юридическими и физическими лицами для производства продукции растениеводства и животноводства.

Налог за пользование природными ресурсами исчисляется и уплачивается ежемесячно плательщиками исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а от объемов переработанных нефти и нефтепродуктов — нефтеперерабатывающими предприятиями.

За добычу природных ресурсов без утверждения лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере за весь объем добычи. За сбросы сточных вод и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляемые без утверждения лимитов, налог взимается в 15-кратном размере за весь объем выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

Внесенные (начисленные) суммы налога за пользование природными ресурсами и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов ежемесячно относятся на издержки производства и включаются в состав материальных затрат. Налог за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленного лимита относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Сумма налога за переработку нефти и нефтепродуктов включается в цену продукции (работ, услуг) и не учитывается в составе объекта обложения при исчислении налогов на добавленную стоимость и на прибыль.

Налог за добычу природных ресурсов полностью (100 %) зачисляется в доходы местных бюджетов, за исключением налога на добычу нефти, калийной и поваренной солей, от которого 50 % суммы налога зачисляется в доход республиканского бюджета.

Налог за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду полностью (100 %) зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налог за переработку нефти и нефтепродуктов зачисляется: в доход республиканского бюджета — 85 %, в доходы местных бюджетов — 15 %.

Введение платы за землю преследует следующие цели: рациональное использование земли экономическими методами, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышение качества земли, социальное развитие территории.

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов и собственников земли (за исключением ряда случаев).

Размер платы за землю зависит от качества земли, местонахождения земельного участка.

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы.

Объектом обложения земельным налогом является земельный участок, который находится во владении, пользовании и собственности.

Конкретно земельным налогом облагаются следующие категории земель: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; лесного и водного фондов.

Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.

Важно знать, что земельный налог не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли.

Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным кадастровой оценки земель.
Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади.

В практике исчисления земельного налога большое значение имеют ставки обложения. Они установлены законом Республики Беларусь «О платежах за землю». Однако в случае изменения внешних условий хозяйствования (устанавливаемых цен, порядка налогообложения, кадастровой оценки земель, уровня инфляции и др.) Верховный Совет Республики Беларусь имеет право пересматривать ставки земельного налога. Кроме этого. Верховный Совет Республики Беларусь предоставил право Совету Министров республики ежегодно пересматривать размеры платы за землю путем применения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции в отношении к декабрю предыдущего года.

В соответствии с законом Республики Беларусь «О платежах за землю» ставки земельного налога установлены применительно к каждой из перечисленных выше пяти категорий земель.

Местные органы власти имеют право в определенных законом размерах уменьшать или увеличивать ставки земельного налога.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я