Организация планирования в банке

Стратегия развития банка: общее содержание и технология разработки.

Здесь рекомендуется исходить из следующего правила (стандарта).

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА».

1. Банк должен начинаться со стратегии его развития (возникновения, становления, функционирования, выживания) — продуманной, качественной (адекватной условиям его деятельности), индивидуальной, гибкой.

Разработка качественной стратегии и ее последовательная реализация — центральная проблема становления и устойчивого развития (выживания) каждого коммерческого банка.

Отсутствие у банка собственной стратегии развития или ее формальное наличие означает отсутствие в нем планирования (имея в виду, что управление банком должно включать следующие последовательные звенья: анализ —» планирование —> оперативное управление —» контроль) и, следовательно, полноценного даже по формальным признакам управления.

2. Наличие даже качественной стратегии развития само по себе не гарантирует банку успеха. В то же время ее отсутствие обрекает банк на неуспех, особенно в средне- и долгосрочной перспективе.

3. Качественная стратегия развития банка, если она реально им используется:

• способствует строгой, осмысленной координации его усилий;

• обеспечивает единство общих приоритетов банка и средств их достижения, оснащает деятельность банка необходимым «стержнем»;

• значительно уменьшает риск принятия руководством банка неверных либо несогласованных между собой управленческих решений;

• служит четкой базой отсчета для последующих процессов принятия решений, контроля и оценки успешного хода деятельности организации;

• представляет собой критерий качества постановки менеджмента в банке и конечных результатов его деятельности.

4. Следует избегать тех грубых недостатков в отношении к проблеме стратегии развития и к ее разработке, которые уже обнаружились в практике отечественных банков. Основные
из этих недостатков следующие:

1) отсутствие стратегии как таковой, в том числе из-за игнорирования необходимости ее разрабатывать;

2) фрагментарный, не комплексный характер объявляемой стратегии;

3) отсутствие должной увязки, внутренней согласованности между различными составными элементами стратегии;

4) включение в единый документ, претендующий на статус стратегии развития банка, на равных правах самых разнообразных, разнокачественных и логически разноуровневых элементов.

5. Потребность в выработке собственной качественной стратегии развития (выживания) банка тем выше, чем хуже у него дела (пока сохраняются шансы выжить, остаться функционировать в качестве самостоятельного банка).

6. Собственная стратегия (содержательно другая) нужна и устойчиво развивающемуся, крепкому банку.

Определение четкой стратегии (ее уточнение) особенно важно, если банк:

• растет, расширяется;

• проникает в новые для себя сферы деятельности;

• испытывает воздействие усиливающейся конкуренции.

7. Стратегия развития банка должна учитывать и быть внутренне согласованной со стратеги ей развития экономики страны и/или стратегией развития экономики региона, если таковые имеются, а если нет, то банк все равно должен иметь собственную стратегию.

8. Для каждого планового периода банк может иметь только одну стратегию. На начальном этапе формирования стратегии возможно рассмотрение нескольких альтернативных вариантов проекта стратегии, которые, однако, должны базироваться на одних и тех же ключевых идеях.

9. Инициировать разработку (уточнение, обновление) стратегии развития банка должно обязательно высшее руководство банка в лице (варианты): председателя правления; правления; совета; совета и правления.

Такая инициатива должна включать в себя:

1) формулирование ключевых идей стратегии (ее обновленного варианта);

2) организацию работы по разработке стратегии (ее обновленного варианта).

10. Формирование стратегии развития банка занимает в общем процессе его управления (т.е. в цепочке анализ — планирование — оперативное управление — контроль) определен
ное место: начинается на этапе анализа, базируясь на его результатах, и непосредственно составляет сердцевину планирования.


11. Разработка стратегии развития банка целесообразна в отношении всех объектов банковского управления (всех процессов, характеризующих деятельность банка, или их составных частей, всех его внутренних и внешних отношений) в целом или в различных комбинациях.

Каждый банк, учитывая собственные оценки ситуации, в том числе внутри банка, свои сильные и слабые стороны, интересы и возможности, может выделить из всего многообразия объектов банковского управления те из них, в отношении которых разработка (уточнение) стратегии в данный момент времени представляется его руководству и специалистам более актуальной. Необходимо также иметь в виду финансовые и иные издержки, связанные с намечаемыми преобразованиями.

12. Стратегии развития отечественных коммерческих банков с учетом российских реалий могут разрабатываться на разные сроки, но не менее чем на полгода (т.е. стратегия может и не быть долгосрочной по мировым стандартам).

Продолжительность периода времени, на который банк формулирует свою стратегию, зависит от доступного его аналитикам и руководителям горизонта обоснованного прогнозирования ситуации в экономике страны и/или региона, на рынках банковских услуг и положения самого банка.

13. Проект стратегии развития банка на основе ключевых идей, сформулированных руководством банка, должен готовиться (варианты в порядке нарастания предпочтительности):

• приглашенной со стороны группой независимых экспертов (при отсутствии у банка собственных специалистов нужного профиля и уровня);

• специалистами банка совместно с приглашенными со стороны экспертами;

• специалистами банка в составе специального структурного подразделения банка (возможные названия подразделения: управление/отдел развития; управление/отдел планирования; управление/отдел стратегии развития; управление/отдел стратегического/перспективного планирования и т.п.).

14. Подготовка проекта стратегии развития банка должна состоять в последовательном (при необходимости — итеративном) обогащении и уточнении ключевых идей, сформулированных руководством банка, их детализации в плане возможностей и механизмов реализации, внутреннего согласования. При этом весьма желательно максимально полно учесть все мнения и предложения структурных подразделений банка и его сотрудников. Это предполагает ознакомление персонала банка с первоначальным вариантом стратегии, подготовленным приглашенными со стороны специалистами или собственным Управлением/отделом развития.

15. Стратегия развития банка должна быть оформлена в виде единого документа и утверждена в соответствии с особым регламентом решением (варианты): правления; совета; совета и правления.

Ответственность за содержание и реализацию стратегии развития несет утвердивший ее орган управления банком.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я