Прибыль как результат предпринимательской деятельности
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот может стимулировать направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранительных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятий, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятиях фиксируется в уставе предприятия и определяет положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составляться сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (развития производства, производственного и научно-технического развития, социального развития) и фонды потребления (материального поощрения).
Механизм распределения прибыли зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, от порядка налогообложения прибыли и уставных (учредительных) документов предприятия.
В рыночной экономике предприниматели сами планируют свою деятельность и перспективы развития. Планирование прибыли и рентабельности дает возможность видеть суммы рассчитанной прибыли и уровень рентабельности, что очень важно для финансового обеспечения. Но эти цифры необходимы для перспектив налогообложения, страховки, получения кредитных ресурсов, партнеров и т.д.
Надо отметить, что финансовое планирование утратило свое значение в условиях нестабильности, отсутствия специалистов по финансовому менеджменту. Часто расчеты делаются на конкретный случай, приблизительно или от достигнутого.
В прошлые годы расчет прибыли производился на основе информации об объеме выпуска (реализации), издержек производства, обращения и цен. В условиях директивное™ метод давал точные цифры.
При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйственная прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важная цель планирования прибыли — определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.
Объектом планирования выступают планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.
В наиболее общем виде прибыль — это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, при котором легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Другая разновидность метода прямого счета — метод поассорти-ментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными. Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главное достоинство метода прямого счета при известных ценах и известных затратах в течение планируемого периода — его точность.
Ранее метод прямого счета был основным при планировании прибыли, так как предприятия исходили из однозначно определенного объема реализованной продукции, круга покупателей, фиксированных цен. В условиях скрытой, подавленной формы инфляции цены на потребляемое сырье оставались практически неизменными. Заработная плата и амортизационные отчисления не оказывали такого влияния на себестоимость, как в нынешних условиях. Расчет прибыли был, по существу, производным показателем от объема реализуемой продукции и ее себестоимости. А поскольку каждое предприятие производило установленную ему номенклатуру продукции, то не требовалось искать альтернативных решений для увеличения массы прибыли.
В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, заработная плата и другие обстоятельства, что исключает возможность его использования в годовом и перспективном планировании. В этих случаях наиболее приемлем так называемый факторный метод планирования прибыли, В его основе лежат следующие принципы:
1) прогнозный характер планирования;
2) применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонений от избранной величины;