Прибыль как результат предпринимательской деятельности
Прибыль как экономическая категория служит показателем вновь созданной стоимости, прибавочной стоимости, чистого дохода, причем, чем больше происходит обработка сырья и материалов, тем больше добавленной стоимости. В этом отношении добывающие отрасли — нефтеперерабатывающая, лесозаготовительная — проигрывают, вывозя продукцию в слабо обработанном виде. Выручка на тонну нефти в 12 раз меньше, чем в зарубежных компаниях, так как за рубежом обеспечивается высокая степень обработки сырья. Вывоз крупного леса без обработки оборачивается потерей прибыли от 200 до 500 долл. за кубический метр.
Прибыль — многозначный термин. Чаще всего его рассматривают как денежный успех, положительный результат, награду за риск. Прибыль возникает в результате производственной, торговой, научно-исследовательской, творческой, спекулятивной и многой другой предпринимательской деятельности.
Возможность получения прибыли стимулирует рисковое поведение, стремление к нововведениям, освоение новых технологий, материалов, продукции.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль
Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения иен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.
Формирование прибыли проходит долгий путь и начинается с ее расчетов и учета факторов на нее влияющих. Это прямые факторы, очевидные и понятные. Чем выше цены, тем больше прибыль; чем больше объем выпуска продукции, тем больше прибыль; чем ниже затраты на производство и реализацию продукции, тем больше прибыль. Кроме факторов, непосредственно влияющих на величину и динамику прибыли, существуют и факторы косвенного воздействия. Их можно объединить в две группы:
1) факторы, зависящие от усилий предприятия:
а) уровень хозяйствования;
б) компетентность руководства и менеджеров;
в) конкурентоспособность продукции;
г) организация производства и труда;
д) производительность труда;
е) состояние и эффективность производственного и финансового планирования;
2) факторы, не зависящие от усилий предприятия:
а) конъюнктура рынка;
б) уровень конкуренции;
в) инфляционные процессы;
г) уровень цен на потребляемые материально-сырьевые, топливно-энергетические ресурсы;
д) налоговые платежи с прибыли.
Так как прибыль — источник производственного, научно-технического и социального развития, ее отсутствие ставит предприятие в крайне сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.
Сущность прибыли наиболее полно выражается в ее функциях. В отечественной литературе есть расхождения в количестве функций и их трактовании, но наиболее часто выделяются следующие:
1) в обобщенной форме прибыль отражает результаты предпринимательской деятельности и выступает одним из показателей ее эффективности;
2) стимулирующая функция позволяет использовать прибыль на развитие производства, стимулирует труд работников предприятия, обеспечивает социальное развитие и т.д. В этом ее качестве она увязывает интерес организации и персонала, так как стимулирует их стремление к осуществлению более эффективной хозяйственной деятельности, с тем чтобы больше получить выгоды в виде прибыли;
3) прибыль выступает доходным источником для финансирования государственных расходов (государственных инвестиций, производственных, научно-технических, социально-культурных программ).
В условиях нынешней экономической ситуации — инфляции, всеобщей задолжности, дифференциации доходов, безработицы — ближайшей целью предприятия считается выживание. Для устойчивого экономического функционирования и развития предприятию необходимо решить целый ряд задач, в том числе:
■ определение наиболее эффективной стратегии развития предприятия;
■ определение возможных путей вывода предприятия на более благоприятную траекторию продвижения;
■ определение и использование различных методов улучшения финансового положения предприятия, управление себестоимостью, ценами, выручкой от реализации и т.п.;
■ определение инвестиционной и дивидендной политики.
В основе решения этих задач финансового менеджмента лежит оценка экономической эффективности хозяйствования с помощью широкого круга показателей, один из которых — прибыль. 1 Прибыль — это один из составных элементов рыночных отношений. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, услуг в процессе предпринимательской деятельности.
Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку, которую получил предприниматель в ходе реализации своей продукции, и затраты на производство и реализацию. Если выручка больше себестоимости, финансовый результат говорит о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает.
Это связано с тем, что на прибыль действуют много компонентов, как положительных, так и отрицательных. Ведущее значение прибыли не означает, что ее надо получать в ущерб производственному и социальному