Прибыль как результат предпринимательской деятельности


Прибыль как экономическая категория служит показателем вновь созданной стоимости, прибавочной стоимости, чистого дохода, при­чем, чем больше происходит обработка сырья и материалов, тем боль­ше добавленной стоимости. В этом отношении добывающие отрасли — нефтеперерабатывающая, лесозаготовительная — проигрывают, выво­зя продукцию в слабо обработанном виде. Выручка на тонну нефти в 12 раз меньше, чем в зарубежных компаниях, так как за рубежом обес­печивается высокая степень обработки сырья. Вывоз крупного леса без обработки оборачивается потерей прибыли от 200 до 500 долл. за кубический метр.


Прибыль — многозначный термин. Чаще всего его рассматривают как денежный успех, положительный результат, награду за риск. При­быль возникает в результате производственной, торговой, научно-ис­следовательской, творческой, спекулятивной и многой другой пред­принимательской деятельности.


Возможность получения прибыли стимулирует рисковое поведение, стремление к нововведениям, освоение новых технологий, материа­лов, продукции.


В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводите­лей на увеличение объема производства продукции, нужной потреби­телю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлет­ворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль служит сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.





Экономическая нестабильность, монопольное положение товаро­производителей искажают формирование прибыли как чистого до­хода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в ре­зультате повышения иен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, разви­тие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система на­логов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществле­ния экономических реформ.


Формирование прибыли проходит долгий путь и начинается с ее расчетов и учета факторов на нее влияющих. Это прямые факторы, очевидные и понятные. Чем выше цены, тем больше прибыль; чем больше объем выпуска продукции, тем больше прибыль; чем ниже за­траты на производство и реализацию продукции, тем больше прибыль. Кроме факторов, непосредственно влияющих на величину и динами­ку прибыли, существуют и факторы косвенного воздействия. Их мож­но объединить в две группы:


1)   факторы, зависящие от усилий предприятия:


а)  уровень хозяйствования;


б) компетентность руководства и менеджеров;


в)  конкурентоспособность продукции;


г)   организация производства и труда;


д) производительность труда;


е)  состояние и эффективность производственного и финансо­вого планирования;




2)  факторы, не зависящие от усилий предприятия:


а)  конъюнктура рынка;


б)  уровень конкуренции;


в)  инфляционные процессы;


г)   уровень цен на потребляемые материально-сырьевые, топ­ливно-энергетические ресурсы;


д)  налоговые платежи с прибыли.


Так как прибыль — источник производственного, научно-техниче­ского и социального развития, ее отсутствие ставит предприятие в крайне сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.


Сущность прибыли наиболее полно выражается в ее функциях. В отечественной литературе есть расхождения в количестве функций и их трактовании, но наиболее часто выделяются следующие:





1)   в обобщенной форме прибыль отражает результаты предприни­мательской деятельности и выступает одним из показателей ее эффективности;




2)     стимулирующая функция позволяет использовать прибыль на развитие производства, стимулирует труд работников предприятия, обеспечивает социальное развитие и т.д. В этом ее качестве она увязы­вает интерес организации и персонала, так как стимулирует их стрем­ление к осуществлению более эффективной хозяйственной деятель­ности, с тем чтобы больше получить выгоды в виде прибыли;


3)     прибыль выступает доходным источником для финансирования государственных расходов (государственных инвестиций, производ­ственных, научно-технических, социально-культурных программ).


В условиях нынешней экономической ситуации — инфляции, все­общей задолжности, дифференциации доходов, безработицы — бли­жайшей целью предприятия считается выживание. Для устойчивого экономического функционирования и развития предприятию необ­ходимо решить целый ряд задач, в том числе:


     определение наиболее эффективной стратегии развития пред­приятия;


     определение возможных путей вывода предприятия на более бла­гоприятную траекторию продвижения;


     определение и использование различных методов улучшения финансового положения предприятия, управление себестоимо­стью, ценами, выручкой от реализации и т.п.;


     определение инвестиционной и дивидендной политики.


В основе решения этих задач финансового менеджмента лежит оценка экономической эффективности хозяйствования с помощью широкого круга показателей, один из которых — прибыль. 1 Прибыль — это один из составных элементов рыночных отноше­ний. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, услуг в процессе пред­принимательской деятельности.


Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку, которую получил предприниматель в ходе реализации своей продукции, и затраты на производство и реализацию. Если выручка больше себестоимости, финансовый результат говорит о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью получение при­были, но не всегда ее извлекает.


Это связано с тем, что на прибыль действуют много компонентов, как положительных, так и отрицательных. Ведущее значение прибы­ли не означает, что ее надо получать в ущерб производственному и социальному




Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я