Прибыль как результат предпринимательской деятельности


развитию предприятия. Увеличение цен, наращивание де­шевой, но некачественной продукции только на время могут позво­лить прирост прибыли.


В этих условиях необходимо изучать рыночные условия хозяйство­вания и использовать наиболее выгодные для перспективного роста прибыли. К ним относятся выпуск разнообразной и конкурентной про­дукции, имеющей спрос, снижение всех видов затрат, соблюдение строгого режима экономии в расходовании средств, моделировании ценовой политики. Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Рост цен, с одной стороны, по­вышает прибыль, с другой — сдерживает спрос на дорогую продукцию. При освоении и выпуске новой продукции, работ и услуг необходимо очень тщательно считать все затраты, возможный уровень рентабель­ности и устанавливать цены с перспективой их снижения. Положи­тельным является полная самостоятельность предприятия в полном и свободном использовании прибыли, которая остается после уплаты налогов в его распоряжении.


Однако в крупных коммерческих комплексах ведется постоянная разработка рекомендаций для оперативного и стратегического управ­ления доходами фирмы.


Основная цель любой коммерческой структуры состоит в макси­мально возможном увеличении прибыли ее владельцев. Используя этот показатель в качестве оценки деятельности, можно попытаться стабиль­но повышать доходы предприятия за счет целого ряда мероприятий:


     управления номенклатурой выпускаемой продукции, ранжируя ее по мере убывания рентабельности;


     планирования обновления номенклатуры продукции;


     обновления устаревшего оборудования и освоения новых тех­нологий;


     разработки оперативных планов по развитию производства на длительный срок;


     определения инвестиционной и дивидендной политики;




     использования рынка ценных бумаг.


Чаще всего в основной массе субъектов хозяйствования главное внимание уделяется широко известным факторам роста доходов, свя­занным с работой предприятия: росту объема продукции, снижению затрат на производство товаров и услуг и оптимизации цен.


Оптимальное использование большинства из перечисленных воз­можностей по росту прибыли может быть получено в результате глу­бокого анализа по критерию доходности, перебора возможных вари­антов, обоснованных стратегических планов по прибыли.



       При планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятель­ности предприятия используются конкретные виды прибыли. Разли­чают следующие виды прибыли.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг):



   Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду де­ятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции (ра­бот, услуг в действующих ценах и затратам на ее производство).

Валовая (балансовая) прибыль:


Валовая (балансовая) прибыль — сумма прибылей предприятия от реализации продукции и доходов, не связанных с ее производством и реализацией. Балансовая прибыль выявляется на основе бухгалтер­ского учета всех хозяйственных операций предприятия.


Внереализационные доходы включают:


     доходы по ценным бумагам;


     доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;


     доходы от сдачи имущества в аренду;


     штрафы, пени, неустойки, полученные предприятием за нару­шение условий договора;


     прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;


     суммы кредиторской задолжности, по которым истек срок ис­ковой давности;


     суммы дебиторской задолжности, поступившие за прошлые пе­риоды;


     положительные курсы разницы по валютным светам и опера­циям в иностранной валюте.


Внереализационные расходы — это:


     затраты на производство, не давшие продукции;


     затраты на содержание законсервированных производственных объектов;


     судебные издержки и арбитражные сборы;


     штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий
договора.


Убытки можно разделить:


     на убытки от списания безнадежных долгов;


     убытки от хищения (при отсутствии виновника);


     убытки от списания дебиторской задолжности, безнадежной к получению;


     налоги, списанные за счет финансовых результатов (налог на имущество предприятия, налог на рекламу).


Определив валовую (балансовую) прибыль, предприятие начинает считать налоги на прибыль.





Налоговая прибыль связана прежде всего с расчетами налоговых платежей, которые исчисляются с валовой прибыли. С января 2001 г. объектом обложения считается налоговая база, которая рассчитыва­ется как разница между полученными доходами и расходами предпри­ятия. Оставшаяся сумма представляет валовую прибыль. Расчет нало­говых сумм зависит от объема облагаемой суммы и ставок обложения. Основная ставка обложения прибыли — 24 %, но по доходам от цен­ных бумаг применяются другие ставки в зависимости от вида ценных бумаг.


Порядок распределения и использования прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей, называемой чистой прибы­лью, фиксируется в уставе предприятия.


Различают также плановую, фактическую и сверхплановую при­быль.


Плановая прибыль — это валовая (балансовая) прибыль, рассчитан­ная на предстоящий год, исходя из целевых установок предприятия.


Фактическая прибыль — прибыль, полученная в результате произ­водственно-хозяйственной деятельности в конце отчетного периода.


Сверхплановая прибыль — это разница между фактической и плано­вой прибылью


Как мы видим, прибыль является важнейшим источником финан­совой устойчивости и развития любого предприятия, поэтому прибыль всегда находится в центре внимания всех руководителей.


Важно не только знать, какая сумма ожидается в текущем году, но и предвидеть возможные факторы роста на будущее.


Поэтому финансовое планирование, прежде всего, связано с про­гнозированием, планированием прибыли. Прибыль планируется реально по всем видам деятельности предприятия. Объектами пла­нирования служат элементы балансовой прибыли: прибыль от реа­лизации продукции; доходы от ценных бумаг; доходы от аренды; до­ходы от совместной деятельности, выручка от реализации выбывшего имущества.


Объектом распределения выступает балансовая прибыль предприя­тия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюд­жет и по статьям использования на предприятии. Законодательно рас­пределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных плате­жей. Определение направления расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования на­ходятся в компетенции предприятия.




Принципы распределения прибыли можно сформулировать следу­ющим образом:


     прибыль, получаемая предприятием в результате производствен­но хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъек­том;




     прибыль для государства поступает в соответствующие бюдже­ты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть про­извольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их ис­числения и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;


     величина прибыли предприятия, оставшаяся в его распоряже­нии после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересо­ванности в росте объема производства и улучшении результатов
производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;




Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я