Спортивная аналогия

Еще одним примером силы социальных потребностей является Джим, молодой инженер. После окончания колледжа он поступил на свою первую в жизни работу в одну очень большую, давно функционирующую компанию, в то время как два его соседа по квартире в общежитии колледжа пришли на работу в «Интел». Поскольку они продолжали проживать в арендуемой совместно квартире, Джим постоянно слышал рассказы о работе в «Интел». Более того, большинство товарищей по работе у проживавших с ним вместе друзей также были молоды, неженаты или незамужем и только год или два, как окончили колледж, между тем как на работе у Джима люди в большинстве своем были женаты или замужем и по крайней мере лет на десять его старше. Джиму было одиноко, и потребность в группе, где бы он мог чувствовать себя комфортно, побудила его поступить на работу в «Интел», хотя работа в той компании ему очень нравилась.

Если окружающая среда или условия жизни какого-либо человека меняются, то его желание удовлетворить определенный набор потребностей заменяется желанием удовлетворить другой набор. Хочу рассказать историю Чака, молодого менеджера из «Интел», когда он был студентом-первокурсником в Гарвардской школе бизнеса. Вначале он страшно переживал в отношении классных материалов, своих профессоров, провала на экзамене, возможности быть отсеянным за непригодность. Через какое-то время страх уступил место осознанию того факта, что и все остальные первокурсники находились в таком же положении и точно так же боялись. Студенты начали формировать учебные группы, официальной целью создания которых было совместное изучение классных материалов, но на самом деле они стремились к тому, чтобы приобрести больше уверенности в себе и своих силах. Чак перешел от того, чтобы руководствоваться в своих действиях потребностью в простом выживании — «физиологической» потребностью, — к желанию обеспечить свою физиологическую и личную безопасность. По мере того как шло время, учебные группы распались, а студенты стали заводить знакомство с другими участниками классных занятий. Весь класс, или «секция», как его называли, выработал определенный и узнаваемый набор характеристик, то есть он превратился в команду. Ее членам доставляло удовольствие принадлежать, ассоциировать и идентифицировать себя с другими слушателями этого самого класса, а также работать над тем, чтобы поддерживать его установившийся образ среди профессоров и остальных студентов. В этот момент Чак удовлетворял свою потребность в принадлежности к определенной группе.

Само собой разумеется, возможно и регрессивное движение. Совсем недавно был такой случай: обладавшая высокой мотивацией, отлично работавшая команда производственных работников на одном из наших заводов в Калифорнии внезапно по-лучила сильнейшую встряску, причем в буквальном смысле, — и дело дошло до того, что они лишились возможности удовлетворять свой весьма высокий уровень человеческих потребностей и потеряли запас кремниевых микросхем, дорогое производственное оборудование, потеряли даже друзей. А все потому, что их завод заходил ходуном во время землетрясения. Боясь за свою жизнь, люди побросали все и побежали к ближайшему выходу, поскольку в этот момент все они были поглощены необходимостью выполнения самой главной из всех физиологических потребностей — стремлением к выживанию.

Физиологические потребности, потребность в обеспечении безопасности, а также социальные потребности — все они могут побуждать нас к тому, чтобы появиться на работе, а такие, как репутация и самоактуализация, — вот они-то и заставляют нас работать.

Потребность в поддержании определенной репутации и в признании

Потребность в признании или поддержании своей репутации легко прочитывается в избитой фразе: «Стараться быть не хуже людей». Подобное стремление принято осуждать, но если легкоатлет старается быть не хуже обладателя золотой медали на прошлогодних Олимпийских играх, а актер выглядеть на сцене не хуже Лоуренса Оливье, то стремление находиться на одном уровне или посоревноваться с кем-то представляет собой мощный источник положительной мотивации. Человек или группа лиц, признание которых важно для вас, могут ничего не значить для кого-то другого — репутация существует только в глазах ее владельца. Если, скажем, вы один из честолюбивых игроков в школьной спортивной команде и один из лучших спортсменов, проходя мимо вас по залу, поздоровается с вами, бросив на ходу: «Привет», — вы почувствуете себя на седьмом небе. Но если вы попытаетесь рассказать своей семье или друзьям о том, какую радость вы испытали при этой встрече, вполне возможно, что на вас посмотрят пустыми глазами, потому что этот «привет» ничего не значит для людей, которые не являются честолюбивыми спортсменами в вашей школе.

Все источники мотивации, о которых мы говорили до сих пор, являются самоограничивающими. То есть когда потребность удовлетворяется, она больше не способна мотивировать человека. Как только предварительно устанавливаемая цель или уровень притязаний достигается, то потребность продвигаться дальше теряет срочность. Один из моих друзей оказался ввергнутым в преждевременный «кризис середины жизни», когда его назначили на должность вице-президента корпорации. Эта должность была его заветной мечтой. Неожиданно получив ее, он обнаружил, что надо искать какой-то иной способ собственной мотивации.

Потребность в самоактуализации

Согласно Маслоу, самоактуализация происходит из осознания человеком того, что «чем я могу быть, тем я и должен быть». В названии одного кинофильма о легкоатлетах, «Личный рекорд», схвачена самая суть того, что представляет собой самоактуализация: потребность добиться своего наилучшего результата в выбранном направлении деятельности. Если источником мотивации человека является самоактуализация, то его стремление к работе не имеет предела. Характерной особенностью самоактуализации является то, что в отличие от других источников мотивации, которые угасают после удовлетворения соответствующей потребности, самоактуализация продолжает побуждать людей к достижению еще более высокой степени своих достижений.

Две внутренние силы могут побуждать человека к тому, чтобы он использовал все свои возможности. Он может иметь в качестве побудительного мотива свою компетентность или успех. В первом случае речь идет о совершенствовании мастерства при выполнении работы или задачи. Скрипача-виртуоза, который изо дня в день продолжает свои занятия, побуждает к этому, вполне очевидно, что-то другое, отличное от необходимости в признании или сохранении своей репутации. Он работает над тем, чтобы повысить свое мастерство, стараясь каждый раз сыграть лучше, чем он делал это за мгновение перед тем, совсем как подросток на скейтборде, раз за разом отрабатывающий один и тот же прием. Взять того же подростка: он и десяти минут не сможет усидеть, занимаясь своим домашним заданием, зато на роликовой доске он может кататься совершенно без устали, поскольку к этому его побуждает потребность в самоактуализации — потребность стать лучшим, — которая не имеет границ.

Путь к самоактуализации благодаря пробуждению стремления к успеху не вполне соответствует приведенному примеру. Некоторые люди — но не большинство — побуждаются к действию абстрактной потребностью добиться успеха во всем, чем они занимаются. Проведенный в лабораторных условиях психологический опыт хорошо иллюстрирует поведение такого рода людей. Нескольких добровольцев поместили в комнату, где на полу в разных местах были вделаны колышки. Каждому выдали по нескольку колец, но не проинструктировали, что с ними делать. Люди принялись в конце концов забавляться набрасыванием колец на колышки. Некоторые небрежно бросали кольца в сторону самых дальних колышков; другие вставали прямо над ними и сбрасывали кольца сверху вниз. Третьи отходили от колышков на достаточно большое расстояние, чтобы набросить кольцо на колышек было не так легко, и это представляло определенный вызов. Эти люди действовали на пределе своих возможностей.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я