Противоборствующие силы

Отбор покупателей ключевой момент успешной стратегии компаний National Can и Crown Cork & Seal. Они поставляют продукцию только тем сегментам отрасли (производство консервированных продуктов), которым они смогли предложить дифференцированный товар, сводя таким образом к минимуму угрозу интеграции вниз по технологической цепочке. Понятно, что далеко не во всякой отрасли существуют благоприятные возможности выбора "хороших" покупателей.

Стечением времени или в результате реализации стратегических решений компаний отрасли рыночная власть поставщиков или покупателей со временем усиливается или, напротив, ослабевает. Так, в сфере производства готовой одежды степень концентрации покупателей (универсальные магазины и магазины одежды) возросла и контроль над каналами распределения взяли в свои руки крупные структуры. В итоге отрасль-поставщик испытала возрастающее давление со стороны торговли, что привело к значительному падению прибыльности. Производители не сумели в достаточной мере дифференцировать продукцию или же добиться того, чтобы издержки переключения возросли настолько, чтобы привязать к себе покупателей и тем нейтрализовать воздействия неблагоприятных тенденций.

Товары субституты

Задавая предельный уровень цен, товары или услуги-субституты ограничивают потенциал отрасли. До тех пор пока не удастся повысить качество товара или каким-либо образом дифференцировать его (например, посредством маркетинга), компании отрасли будут недополучать прибыли и, возможно, испытывать проблемы с ростом.

Очевидно, что чем более привлекательно выглядит в ценовом отношении товар-субститут, тем большее давление испытывает данная отрасль. В наше время в подобной ситуации оказались производители сахара, столкнувшись с широкомасштабным развертыванием производства сиропа с высоким содержанием фруктозы из кукурузного зерна.

Товары-субституты ограничивают уровень прибыльности отрасли не только в периоды нормального развития, но и в периоды подъема экономики. В 1978 г. в США беспрецедентным спросом пользовались изолирующие материалы из стеклопластика, что явилось результатом высокой стоимости энергии и необычайно суровой зимы. Но его производители не смогли поднять цены на продукцию, поскольку на рынке имелось множество иных замещающих изолирующих материалов, включая целлюлозу, асбест и полистирол.

В стратегическом отношении особого внимания заслуживают товары-субституты, которые

1) отличаются низкими издержками переключения на них в данной отрасли или

2) производятся в отраслях с высоким уровнем прибыльности. Особенно быстро начинает сказываться воздействие замещающих товаров в тех случаях, когда в отраслях, в которых они производятся, возрастает конкуренция, что приводит к снижению цен субститутов или повышению их качества.

Маневрирование с целью занятия выгодной позиции

Отраслевая конкурентная борьба часто сводится к тому, что компания, используя все доступные ей средства, пытается занять на рынке выгодную позицию, используя при этом тактику ценовой конкуренции, продвижения товара на рынок или интенсивную рекламу. Как правило, интенсивная конкуренция вызывается действием определенных факторов.

• В отрасли имеется значительное число конкурентов, примерно равных по размерам и силе. Так, во многих отраслях производства в США иностранные компании давно являются активными участниками конкурентной борьбы.

• Рост отрасли постепенно замедляется, что инициирует ожесточенную борьбу за обладание долями рынка со стороны тех компаний, которые мечтают о расширении.

• Продукция или услуги лишены ярко выраженных индивидуальных отличий, или же затраты на переключение не столь велики, чтобы накрепко привязать покупателей к поставщикам.

• Для отрасли характерны высокие постоянные издержки, или же ее продукция относится к категории скоропортящейся, что провоцирует давление в сторону снижения цен. С подобными проблемами в случаях снижения спроса на их продукцию часто сталкиваются многие отрасли, производящие стандартизированные материалы (такие, например, как бумага или алюминий).

• Объем производственных мощностей в отрасли увеличивается скачкообразно. Подобная картина наблюдается, например, в отрасли, связанной с производством хлора и винилхлорида. Введение в строй новых мощностей нарушает баланс между спросом и предложением, когда перепроизводство продукции диктует необходимость снижения цен.

• Высокие барьеры на выходе из отрасли. Выходные барьеры, такие как специализированные активы или приверженность менеджеров к определенному роду бизнеса, заставляют компанию продолжать конкурентную борьбу даже в тех случаях, если уровень прибыльности в отрасли крайне низок или фирма несет убытки. Избыточные производственные мощности продолжают функционировать, что негативно влияет на уровень прибыльности благополучных конкурентов. . Если отрасль в целом страдает от перепроизводства, возможно, потребуется государственное вмешательство, особенно если на рынке присутствуют сильные иностранные конкуренты.

• Конкуренты отличаются своими стратегиями, происхождением и "индивидуальностью". Они имеют различные представления о том, как продолжать конкурентную борьбу и как обойти соперников.

По мере наступления зрелости отрасли изменяются темпы ее роста, что приводит к снижению прибыльности и (достаточно часто) к "встряске" рынка. В бурно развивающейся отрасли производства винила в начале 1970х гг. преуспевали практически все производители, но последующее замедление темпов ее роста привело к исключению возможности получения высокой прибыли для всех, кроме самых сильных производителей. Аналогичные ситуации с получением прибыли возникают в одной отрасли вслед за другой (производство аэрозольных упаковок, спортивного снаряжения, снегоходов).

Некоторые вошедшие в отрасль конкуренты отличаются ярко выраженной индивидуальностью, как в случае с компанией Black & Decker's, подмявшей под себя производителя цепных пил фирму McCullough. Технологические инновации нередко обусловливают повышение постоянных издержек (переход от отдельных операций обработки к линиям непрерывного производства фотографии в конце 1960х гг.). Поскольку компания интегрирована в отраслевую экономику, ей приходится учитывать все эти факторы. Однако у нее все же имеется определенная свобода маневра для улучшения своего положения путем стратегических сдвигов. Например, она может попытаться добиться повышения стоимости переключения покупателей на другую продукцию или повысить уровень дифференциации выпускаемых товаров. Концентрация усилий по организации и стимулированию сбыта на быстрорастущих сегментах отрасли или на областях рынка, для которых характерны самые низкие постоянные издержки, позволяет добиться ослабления воздействия конкуренции. Если такое возможно, компания при условии наличия высоких выходных барьеров может попытаться уклониться от прямого столкновения с конкурентами и избежать безжалостных ценовых войн.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я