Соотношение возможностей компании и имеющихся ресурсов
Компании, которая еще не дала себе четкого ответа на вопрос о сути собственной стратегии, менеджмент которой отслеживает изменения в окружающей среде лишь время от времени, мы рекомендуем ответить на несколько простых вопросов, что позволит ей оценить соотношение рыночных возможностей и рисков.1. Каковы основные экономические, технические и материальные характеристики отрасли, в которой оперирует компания?
2. В чем состоят современные тенденции развития экономических и технических характеристик?
3. В чем состоят основные характеристики конкуренции внутри отрасли и между смежными сферами бизнеса?
4. Что требуется для успешной деятельности и победы в конкурентной борьбе в отрасли, в которой работает данное предприятие?
5. Очертите спектр доступных для любой компании стратегий при данных, непосредственно затрагивающих отрасль технических, экономических, социальных и политических факторов.
Компетенции корпорации и ресурсы
Первый шаг на пути к выбору наиболее привлекательной из множества возможностей выяснение того, насколько успешно данная организация может воспользоваться имеющимися перспективами. Компетенции организации (ее возможности) это ее текущие и потенциальные способности достижения намеченных целей, несмотря на противодействие неблагоприятных обстоятельств или конкуренцию. У каждой организации есть свои сильные и слабые стороны, а потому совершенно оправдан подход, когда мы входе формулирования стратегии постараемся расширять или максимизировать одни и сдерживать или минимизировать другие ее черты. При этом важно понять, в чем именно заключаются эти сильные и слабые стороны, и верно отделить одно от другого.
Компания должна не только определить свои сильные и слабые стороны, но и, хоть это и несколько сложнее, постоянно контролировать внешнюю среду. Субъективизм, неуверенность и нежелание повернуться лицом к реальности для организации столь же губительны, как и для индивида. Но как взрослый человек обязан знать самого себя, так и организация должна иметь представление о своих достоинствах и наиболее уязвимых местах.
Эффективное стратегическое планирование предполагает знание менеджментом ключевых характеристик организации и наличие стабильных критериев их оценки. Каждый участвующий в стратегическом планировании менеджер должен тщательно проанализировать использовавшиеся в прошлом стратегии, политику и действия компании, акцентируя внимание на разрывах между ожидавшимися и реальными результатами. Такой подход является, по выражению Г. Стивенсона, "ключевым звеном в петле обратной связи", позволяющей менеджерам извлекать должные уроки из успехов и поражений .
И хотя Г. Стивенсону не удалось выявить сколько-нибудь систематичного метода использования подобных знаний, очевидно, что каждый работник организации имеет свое мнение по поводу того, что ей удается лучше всего, т. е. о стержневых компетенциях организации. Если в организации сформировалось единое мнение относительно ее возможностей, то не столь уж важно, насколько субъективным оно является. Ведь всегда может представиться возможность проверить это мнение в какой-либо конкретной ситуации.
Источники возможностей организации
Сильные стороны компании (составляющие ресурс ее роста и диверсификации) совершенствуются по мере накопления опыта в процессе создания товарных линий, маркетинга и обеспечения сервиса. К определяющим компетенции компании факторам относятся также:
1) сильные и слабые места сотрудников;
2) степень эффективности использования способностей каждого из индивидов в интересах организации;
3) качество координации индивидуальных усилий и работы группы.
Возможно, опыт, который приобретается в ходе направленной на достижение стратегической цели деятельности, применим и в других сферах деятельности. Отдельный вопрос насколько это целесообразно. Например, производитель соли может упрочить свои конкурентные позиции, дополнительно предлагая деловым покупателям оборудование по ее расфасовке. Предположим, в ходе внесения технических улучшений в оборудование создан новый, более эффективный переключатель, что имеет значение для всех предприятий, сталкивающихся в своей деятельности с проблемой включения/выключения мощных электрических цепей. Не следует ли поставщику соли рассмотреть перспективы получения патента на открытие и рыночные перспективы нового устройства? Ответ зависит не только от результатов экономического анализа степени надежности, долгосрочности и величины получаемого эффекта, но также и от того, способна ли данная компания сконцентрировать необходимые для использования данного открытия финансовые и маркетинговые ресурсы. Понятно, что ответ на первый вопрос имеет более позитивные перспективы, чем на второй. В этой связи отметим, что отдельные спорадические всплески активности заслуживают меньшего внимания и доверия, чем постоянно аккумулируемый опыт деятельности компании на рынке.
Читайте также: