Практикум 4
Для банковского сектора Испании была характерна низкая эффективность, вызванная жестким государственным регулированием и защитой от внешней конкуренции. Так как банки не могли соревноваться в ценах кредитов, они конкурировали в "качестве", в "близости к клиенту". Поэтому после снятия в 1974 г. ограничений на количество отделений филиальная сеть "Большой семерки" начала стремительно разрастаться. Характерной чертой банковской сферы стала низкая "продуктивность" отделений: средний объем кредитов на одно отделение был чуть больше 20% среднего значения по странам ЕС. Далее, ни один из испанских банков не достиг международной известности: в 1988 г. крупнейшие из них находились во второй сотне мирового рейтинга. В преддверии 1992 г., когда банки стран ЕС должны были получить свободный доступ на рынки Испании, положение дел в кредитной сфере было одной из главных забот социалистического правительства Филипе Гонсалеса.Особенности "Большой семерки" в начале 1988 г.
Ваnсо Central. Крупнейший частный банк 1987 г. Ваnсо Central отличался наличием большого портфеля промышленных акций. Это был самый консервативный и бюрократический банк "Большой семерки", предоставлявший обычные корпоративные и розничные банковские услуги через свою сеть из 2044 отделений. Большинство частных клиентов банка были жителями сельских районов с низкими доходами, так что подавляющую часть корпоративных клиентов составляли компании, в которых банк имел свою долю акций. Поэтому банк не стремился к инновациям или получению высокой прибыли.
Ваnсо Espanol de Credito {Banesto). Banesto был известен как банк, обладающий самой разветвленной сетью отделений. Как и Ваnсо Central, Banesto владел значительным количеством акций промышленных предприятий. Будучи вторым по величине, банк был в значительной степени ослаблен длительной междоусобной войной между семьями, контролировавшими его совет. Сюда же добавилась потеря $581 млн, связанная с разорением филиала Ваnсо Garriga Nogues, банкротство которого "съело" всю прибыль за 1986 г. 1987 г. стал поворотным для Banesto. Управление банком взял в свои руки Марио Конде, прошедший в свои 39 лет путь от простого клерка до высшего менеджера. Он был одним из самых молодых и самых энергичных руководителей в банковской сфере и был буквально рожден, чтобы изменить имидж банка, создать прочную, профессиональную, современную организацию с твердой ориентацией на финансовый рынок.
Ваnсо Hispano Americano. Клиентами банка были, как правило, частные заемщики, мелкие и средние компании (так называемый "PYME"), принадлежащие в основном к промышленному сектору. Подобно Banesto, банк понес большие убытки после краха в 1984 г. дочерней фирмы Ваnсо Urquijo, хотя позже его доходы выровнялись. В последние годы банк активно занимался небольшими частными счетами и предлагал ряд высококачественных банковских услуг на основе современных технологий. В течение 1987 г. была установлена электронная система платежей, усовершенствована сеть банкоматов и введена интерактивная видеографическая сеть для клиентов (видеотекс). Международные операции осуществлялись через 23 заграничных банка, включая шесть отделений, и через развитые связи с европартнерами Ваnсо di Roma, Credit Lyonnais и Commerzbank.
Ваnсо de Bilbao. Один из старейших банков Испании был основан в 1857 г. и всегда пользовался репутацией консервативного стабильного учреждения. Около 60% ссудного капитала уходило в сектор "PYME"; постепенно возрастало внимание к частным клиентам и ипотечному кредитованию. Банк обратился к сфере оптового банковского рынка и предложил своим клиентам через специально созданный филиал Bilbao Merchant Bank ряд новых услуг на рынке долгосрочного кредитования, управление портфелями активов, консультативные услуги через свой недавно созданный филиал. Стратегия банка была направлена на установление связей со странами ЕС (например, покупка 5% акций немецкого торгового банка Hambros); Bilbao также выполнял клиринговые фаункции. Глава Ваnсо de Bilbao Xoce Асиаин долгое время был ярым сторонником слияния крупных банков.
Ваnсо Santander. Единственный крупный банк Испании, контролируемый одной семьей. Стиль управления самый энергичный и современный среди всех крупных банков страны. Банк стремился быть в первых рядах в конкуренции за финансовые рынки Испании, а для этого постоянно развивал новые высокоэффективные виды услуг. Santander имел 169 филиалов и представительских офисов за границей. Международная стратегия банка сводилась к установлению прочного присутствия на европейском рынке путем приобретения акций европейских кредитных учреждений например, Bankhaus Central Credit (CCBank) в ФРГ (приобретена у Bank of America в апреле 1987 г.). Кроме того, Santander заключал стратегические союзы с такими заграничными организациями, как. Metropolitan Life (крупнейшая страховая компания США).
Ваnсо de Vizcaya. Банк был основан в 1901 г. и завоевал репутацию банка, имеющего энергичных менеджеров и эффективный внутренний контроль, в основном благодаря стараниям Педро Толедо, который возглавил банк в 1987 г. После серии поглощений во время банковского кризиса (в частности, был приобретен Ваnса Catalana) Ваnсо de Vizcaya значительно укрепил свои позиции. Следует отметить, что П. Толедо считал ключевым моментом в достижении успеха не слияния банков, а совершенствование структуры управления.
Ваnсо Popular. Самый маленький банк из "Большой семерки", но он был ближе всего к чисто коммерческим учреждениям (предоставление финансовых услуг частным лицам и "РУМЕ"клиентам). Этот частный банк славился наиболее высокими доходами и имел рекордно высокую рентабельность капитала 31,2%. Сильная его сторона состояла в способности предложить широкий спектр услуг гомогенным группам клиентов.
Читайте также: