Политическое влияние (лобби)

Как в отношениях со СМИ наиболее эффективен выход на уровень доверительных отношений с конкретными журналистами, так и в лоббизме наиболее эффективен уровень личных доверительных отношений с политиками и чиновниками. Поскольку же такой уровень общения не всегда достижим и реализуем, то следует помнить о некоторых простых правилах общения лоббиста с политиком или чиновником:

• составить детальный перечень вопросов, подлежащих обсуждению и решению;

• уточнить список депутатов и чиновников, причастных к решению конкретных интересующих фирму вопросов;

• предварительно составить краткое письмо с изложением основных вопросов, подлежащих обсуждению и решению, предусмотреть возможность его вручения при встрече;

• подобрать необходимые информационные и печатные материалы, которые также могут быть переданы при встрече;

• наметить время и место возможных встреч;

• подготовить (буквально — выучить наизусть) содержание устного описания сути дела, т. н. «лифтовую» речь — нужно быть в состоянии изложить суть дела, не забыв ничего важного за весьма короткий срок возможного общения, например в кафе или в лифте;

• перед началом разговора представиться или напомнить о себе, вручить визитную карточку;

• во время разговора сразу приступать к делу, но не задерживаться на каком-то одном предмете;

• не раздражаться и не пытаться угрожать;

• отвечать на все поставленные собеседником вопросы, не обязательно развернуто и полно;

• внимательно следить за ходом разговора и стараться избегать скользких, неоднозначных и не желательных для Вас тем;

• не пытаться комментировать точку зрения собеседника, если только не ясно, что это будет на пользу дела;

• держаться спокойно и уверенно, но без высокомерия. Соблюдение этих простых правил поможет сделать общение конструктивным и плодотворным.

Публичное общение во время слушаний, заседаний комитетов и комиссий, конференций и т. д. должно строиться в соответствии с общими правилами публичного делового общения, которые хорошо известны.

На российском рынке лоббистских и прочих политических услуг в настоящее время сложилась мало цивилизованная ситуация. И это при том, что сам период становления политической демократии и рыночной экономики вызвал повышеный спрос на лоббистские услуги. Не случайно поэтому именно политический PR получил наибольшее развитие в постсоветской России и других странах СНГ.

Мнения и опыт. Убедительный материал для такой оценки дает известинская публикация В. Выжутовича «Сезон повышенного спроса на рынке политических услуг». В ней говорится об имиджмейкерском бизнесе в период предвыборной и выборной кампаний. В этот период нередки объявления вроде того, с которого начинается эта публикация: «Ставлю имидж. Даю уроки политической борьбы. Обучаю приемам законного захвата власти. Гарантирую место в Госдуме. Оплата по договоренности. Сторонников Гайдара (Зюганова, Явлинского, Жириновского) просят не беспокоиться».

По данным Центризбиркома, на одно думское место претендуют в среднем более 30 соискателей. По мнению экспертов, около трети избирательных объединений и более двух третей независимых кандидатов прибегают к платным консультациям. Рынок политических услуг находится в состоянии перманентного повышенного спроса. Период кустарного производства политиков, начатый пробными образцами последнего пятилетия, в России благополучно завершается. Ныне даже самые устойчивые к чужестранным поветриям «слуги народа» расчетливым умением подать себя доказывают, что они не лыком шиты. Иметь своего имиджмейкера для персон, тяготеющих к политической импозантности, становится столь же престижным, как содержать личного парикмахера или портного.

Мода? Пожалуй. Но в отличие от костюмных изысков, в политике модно лишь то, что практично. Этот растущий спрос на политические услуги вполне уравновешивается не менее широким предложением. «Основными результатами нашей работы являются: построение и коррекция имиджа клиента, разработка стратегии публичного поведения политического субъекта (лидера партии, фракции)». Так рекламирует свой конечный продукт Центр политического консультирования «Никколо М». Политсервис, ставший предметом бизнеса «Никколо М» и подобных ему фирм, коих в России уже несколько десятков, — сущий Клондайк для артельных старателей-интеллектуалов.

Первым, кто начал разрабатывать золотую жилу частного политического консалтинга, был Георгий Сатаров. Пять лет назад вместе с Сергеем Станкевичем он создал Центр прикладных политических исследований «Индем». Примерно в ту же пору хлестко заявил о себе обласканный Николаем Рыжковым Сергей Кургинян, чей Экспериментальный творческий центр за заслуги перед тогдашним правительством был удостоен роскошного здания на Садовом кольце, где располагается и по сей день.

Пока бюджетная советская «наука побеждать» в виде десятков государственных НИИ, до крайности идеологизированных и уже никому не нужных, тихо отдавала концы, коммерческая прикладная политология копила силы. И в декабре 1993 г. привела в Федеральное собрание первых своих клиентов. «Никколо М» проторил путь Николаю Гончару. Центр стратегических исследований помог добыть 4,5 миллиона голосов Партии российского единства и согласия. Ассоциация политического консалтинга «Ника» поддержала движение «Предприниматели за новую Россию». Ассоциация политических наук поспособствовала успеху «Женщин России»...

После той избирательной кампании в течение полутора лет рынок политических услуг из-за резкого падения спроса переживал депрессию. Многие независимые эксперты, будучи невостребованными, подались на казенные хлеба — кто-то нашел приют в аналитических центрах Думы и Совета Федерации, кто-то, подобно Марку Урнову, Леониду Смирнягину, Эмилю Паину, соблазнился чиновничьим креслом на Старой площади. И вот очередной бум. Первым его симптомом стали губернаторские выборы в Красноярском крае, к которым были привлечены крупные имиджмейкерские силы, в том числе московских агентств. И успех А. Лебедя убедительно продемонстрировал возможности и необходимость профессионального подхода.

«Сейчас идет борьба за выгодные заказы, — сказал директор "Индема" Владимир Римский. — Случайных заказчиков нет, все жестко поделено. Каждый центр, подобный нашему, имеет свою клиентуру, за которой стоят те или иные финансово-политические группировки». Своих политических консультантов хорошо опекали «Мост-банк», ОНЭКСИМбанк, концерн «Гермес». Центру стратегического анализа и прогноза благоволит «Газпром» и когда-то — Тверьуниверсалбанк. Ассоциацию политического консалтинга «Ника» субсидируют нефтегазовые экспортеры.

Радикально изменить имидж известного политика невозможно. Поэтому, беря в работу таких заматерелых деятелей, как, скажем, Геннадий Зюганов или Александр Руцкой, специалисты гарантируют им лишь коррекцию имиджа, не более того. В канун выборов в Думу коекакие перемены в облике давно знакомых персонажей уже замечены и оценены. Похудел и перестал причмокивать Егор Гайдар... Состриг свои кудри Григорий Явлинский, приобрел респектабельность В. Жириновский...


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я