Политическое влияние (лобби)
Деловая активность, бизнес существенно зависимы от политики. Действующее законодательство, политика федеральных и местных властей задают правила игры, от которых зависит успех коммерческого и некоммерческого менеджмента. Деятельность любой фирмы, сама возможность ее существования, экономические результаты и многое другое так или иначе, но проявляют зависимость от действующего законодательства и решений исполнительной власти. Поэтому вполне естественным является стремление фирм, финансовых групп, промышленных ассоциаций и т. д. оказать влияние на политическую жизнь. И в любом обществе это влияние тем или иным образом осуществляется.Действительно, разве не тот же бизнес, не чьи-то интересы стоят за установленными «правилами игры», попытками их пересмотреть? В любом обществе принятие законов, их трактовка, деятельность властей, политические решения всегда осуществляются в чьих-то интересах. Нет и не может быть политической жизни, политики, стерильной от экономических и прочих интересов. Политика вне игры интересов — нечто вроде «круглого квадрата», то есть вещь невозможная.
Определения и идеи. Каждая фирма, большая и малая, занятая любым видом деятельности, так или иначе, но оказывается вовлеченной в эту игру интересов. И эффективный менеджмент, если он хочет быть эффективным, если он не хочет быть пассивной стороной, которую ставят перед фактом принятых без нее решений, должен оказывать влияние на принимаемые решения, способствовать принятию решений, отвечающих его интересам, инициировать их. Технология PR, обеспечивающая политическое влияние фирмы, называется лобби (лоббирование, лоббизм) — от английского lobby — холл, коридор, имеются в виду «коридоры власти».
Лоббирование как социальный институт в России пока мало известно в обществе и имеет чаще всего отрицательный имидж. Да и за рубежом, где лоббизм давно легализован и упорядочен соответствующим законодательством, отношение к нему неоднозначно: одни считают, что он способствует коррупции среди должностных лиц государственной власти, другие же, напротив, приветствуют развитие посредничества между правительством, властными структурами и бизнесом.
Другой разговор, что продвижение интересов и инициирование принятия решений могут осуществляться различно. В принципе, у бизнеса есть два пути оказания влияния на политические решения. Один — криминальный, связанный с подкупом, взятками, то есть коррупция. Второй — легальный, в соответствии с действующим законодательством.
Мнения и опыт. Что касается коррупции, то она хорошо известный факт российской политики. И дело не столько в громких скандалах и «чемоданах компромата» в верхних эшелонах, сколько в ежедневной практике принятия решений. Как говорил известный специалист-управленец и первый московский мэр Г. X. Попов в своем нашумевшем интервью «Аргументам и фактам», «15% от сделки чиновнику — норма».
«КоммерсантЪ» (22.05.99) рассказывал, какое удивление у зарубежных партнеров вызывает поведение отечественных чиновников. Речь шла об очередном этапе многолетней деловой игры чиновников и бизнесменов «Совет по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга», на котором была принята Декларация этики поведения, которую разрабатывали с 1997 г. Декларация, в частности, предполагает «отказ от подкупа в деловой практике», каковым является «передача вознаграждения наделенному полномочиями лицу, либо совершение в его пользу каких-либо иных действий, в целях получения необоснованного преимущества по отношению к другим участникам рынка». Кроме того, Декларация содержала обязательства по отказу от «использования незаконных и опасных способов отстаивания экономических интересов», «любых форм насилия над человеком, в том числе физического и психического принуждения». Следствием Декларации было принятие фирмами, подписавшими ее, Внутреннего кодекса этики ведения бизнеса. Для зарубежных партнеров это проблемы не составляло — почти все они уже имели подобные многостраничные кодексы, предусматривающие, помимо прочего, письменные обязательства должностных лиц «взяток не давал» и «взяток не брал». Зарубежные партнеры ожидали сопротивления со стороны отчественных деловых людей — как-никак не только взятки, но и рэкет, заказные убийства стали частью деловой жизни России. Однако поразительно, что никто, кроме представителей Петербургской строительной ассоциации, не захотевших обрекать себя на ежедневные муки совести, не высказал никаких возражений и даже комментриев по этому поводу. Готовность администрации принимать все, что ни предложат иностранные участники Совета (исполнение — другой вопрос!), вызвала не только удивление, но и раздражение зарубежных партнеров. Они небезосновательно предполагали, что все их предложения принимаются без всякого обсуждения только потому, что никто их всерьез не рассматривает и значения этим нормам не придает, так же как не придает значения даже отечественному законодательству.
Читайте также: