Политическое влияние (лобби)

Правовой основой собственно лоббирования служит специальный федеральный закон (акт от 1946 г.), согласно которому (ст. 308) лоббистской деятельностью могут заниматься только «лоббисты» (лица или организации). Чтобы стать таковыми, необходимо пройти регистрацию при соответствующем органе власти, законодательном или исполнительном. Регистрация (аккредитация) осуществляется при условии выполнения нескольких требований. Во-первых, во главе лоббистской организации должно быть лицо, имеющее высшее юридическое образование и опыт сотрудничества с органами власти. Иначе говоря, это должен быть человек квалифицированный, компетентный и имеющий приличную репутацию. Во-вторых, руководитель лоббистской организации должен под присягой назвать не только свое имя и адрес, но и нанявших его клиентов. С этого момента он должен вести точную бухгалтерию, указывая размеры перечисляемых фирме средств и гонораров, того, кто конкретно их выплачивает, а также перечень всех расходов, произведенных им за счет нанимателя. Зарегистрированные лоббисты должны ежеквартально отчитываться обо всех поступлениях от 500 долларов и выше. Расходы указываются, начиная с десяти долларов. Отчет за год о расходовании всех сумм представляется в соответствующий орган власти и хранится там два года с обеспечением свободного доступа к нему для ознакомления по предъявлению удостоверения личности любому гражданину, а значит, и журналисту.

Только пройдя регистрацию на подобных условиях, лоббистская организация может приступить к работе. На что же идут деньги (и немалые) нанимателей лоббистов? Неужели на «гонорары» законодателям и чиновникам? Отнюдь нет. Как и в случае со СМИ, речь идет об установлении социального партнерства. Политиков «прикармливают» их профессиональным хлебом — все той же информацией. Помимо организации общения и контактов, выработки проектов решений, личных выступлений в органах власти, лоббисты ведут также исследовательскую работу, обеспечивают сбор технической и политической информации, предоставляемой политикам. Активное участие принимают лоббисты в формировании политических коалиций и союзов — как по конкретным голосованиям, так и в политической перспективе. Организационная работа включает в себя и обеспечение потока писем избирателей депутату с целью оказать на него влияние по конкретному вопросу. Профессиональный лоббизм — очень доходный и престижный бизнес в сфере PR. С 1975 по 1999 гг. только при Сенате было зарегистрировано 32 000 лоббистов. Каждая третья компания с годовой прибылью свыше $100 млн имеет свой штат лоббистов на федеральном уровне. В целом в США ежегодно действует более 14 000 зарегистрированных физических и юридических лиц, представляющих интересы 12,5 тыс. фирм, организаций и учреждений. В Конгрессе действуют свыше 7 тысяч зарегистрированных лоббистов. Более 800 юридических, консалтинговых и т. п. фирм зарегистрировано в Министерстве юстиции.

Американское законодательство относительно лоббизма продолжает развиваться и уточняться. В 1953 и 1954 гг. Верховный суд США отнес к лоббизму непосредственное общение с членами Конгресса по вопросам обсуждаемого законодательства, обращения, адресованные непосредственно к Конгрессу, его членам и комитетам, включая публикации в прессе, с целью поддержки законодательного акта или противодействия его принятию. Согласно американскому законодательству, контакт с представителями исполнительной власти под понятие лоббизма не подпадает. Понятие лоббизма не распространяется на чиновника, действующего в пределах своих служебных обязанностей. С 1989 г. конгрессменам, министрам и официальным советникам президента, вышедшим в отставку, в течение года запрещено участвовать в лоббистской деятельности соответственно — в органах законодательной и исполнительной власти. Все жестче контролируется использование средств различных фондов во время проведения избирательных кампаний.

Законодательно регулируется лоббизм и в ФРГ. Согласно закону от 1972 г., там должен публиковаться лоббистский список с перечислением всех организаций, которые собираются влиять на решения федерального правительства. А согласно «Кодексу поведения члена Бундестага», депутат должен регистрировать как свое прежнее сотрудничество с союзами и объединениями, так и нынешние свои контакты с ними.

Такая система оказывается в высшей степени оправданной. В политике становится меньше тайн и сюрпризов, столь милой российской практике «борьбы под ковром», «войны компроматов», потому что политический процесс проходит гласно. В любой момент можно документально проверить, в чьих интересах властью проводится конкретное решение. Сам факт официального лобби ставит властные структуры под контроль общества и, помимо прочего, ограничивает произвол. Через лоббистские структуры политики вовлекаются в интересы не только крупных корпораций, но и мелкого бизнеса, фермерства, общественных организаций и движений.

Поскольку лоббизм легален и подконтролен, закон защищает и его интересы: помимо официальных структур, контакты любых других посредников «частных интересов» с властями запрещены и рассматриваются как коррупция.

Может, это слишком сильно сказано, но факт: именно цивилизованное лобби является реальным механизмом, реальной тканью демократии. От того, что, взобравшись на танк, однажды провозглашают демократию, демократия не наступает. Она реализуется только как механизм и процесс игры социальных сил, прозрачной для контроля со стороны общества, когда видно, в чьих интересах и какие принимаются политические решения, то есть как цивилизованное лобби.
Имеются ли ростки такого лобби в России?

Мнения и опыт. В настоящее время предпринимаются попытки выработать упорядоченные правила лоббистской игры. Ограничен депутатский иммунитет, что в немалой степени способствовало оздоровлению политической жизни. Принят и введен в действие «Закон о государственной службе», предполагающий заполнение имущественной декларации при поступлении чиновника на госслужбу и при уходе с нее. Исполняется этот закон из рук вон плохо, но важен сам факт первого шага в нужном направлении. В том же направлении действует и указ президента о заполнении декларации высшими чиновниками. Выполнение этого указа также в высшей степени показательно. Добросовестно ее заполнили и в срок представили единицы. В основной же массе чиновничество (вплоть до самого высшего) демонстративно и издевательски представило явно неадекватные декларации. Но опять-таки, важен факт импульса, пусть даже жест, но в сторону цивилизованного лобби.

Накануне думских выборов 1999 г. принят и действует закон о выборах, согласно которому все кандидаты в депутаты и президенты предъявляют в избирательную комиссию имущественные декларации на себя и членов своих семей. Их публикации уже вызвали шок у общественности — почти все кандидаты в народные избранники оказались аскетами-бессребрениками и почти бомжами. Думается, что еще не скоро будет введена норма предъявления такой же декларации после прекращения полномочий. Но главное — сделан первый шаг к публичности и гласности, подконтрольности общественности.

В первом чтении принят закон о лоббизме. Начал формироваться и рынок лоббистских услуг, ограниченный, к сожалению, преимущественно имиджмейкерством на период избирательной кампании. Но рано или поздно на смену «дикому» лоббизму и «черному пиару» (с их нравственным и правовым беспределом, откровенным цинизмом и коррупцией) в Россию придет культура цивилизованного профессионального лобби. Вплоть до создания специализированных бюро, агентств, служб.

Следует подчеркнуть, что ошибочным является довольно распространенное мнение, будто лоббизм — прерогатива «больших и толстых», монополистов типа «Газпром». А как быть маленьким и слабым: малому семейному бизнесу и проч.? Для них есть провереннный путь — объединяться в союзы, ассоциации, объединения, которые и создаются-то прежде всего для выражения, защиты и продвижения интересов своих участников.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я