Прибыль как результат предпринимательской деятельности
3) полный учет инфляционных изменений;
4) использование базовых показателей за предшествующий год;
5) четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель;
6) выбор оптимального значения показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль получает значение исходного, целевого показателя, на основе которого разворачивается дальнейший процесс планирования.
Расчет базовых показателей за предшествующий год. Базовые показатели за предшествующий год — это отчетные показатели, но скорректированные на условиях, действующих к началу планового периода, сопоставимые с ними и освобожденные от случайных факторов.
Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый год. Эти цели должны быть четко сформулированы, согласованы с потребностями рынка и ресурсными ограничениями и в дальнейшем сгруппированы в факторы, непосредственно воздействующие на величину прибыли. В качестве исследуемых могут быль следующие факторы:
■ увеличение или уменьшение выручки от реализации сравнимой продукции (той, которая выпускалась в базовом году, т.е. известны ее полная себестоимость и объемы выпуска) в сопоставимых ценах;
■ изменение себестоимости сравнимой продукции;
■ выпуск новой, несравнимой продукции;
■ изменение цен на продукцию предприятия;
■ изменение цен на покупные товарно-материальные ценности;
■ изменение оценки основных средств и капитальных вложений;
■ изменение оплаты труда в связи с инфляцией;
■ изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций;
■ изменение стоимости активов предприятия;
■ увеличение или уменьшение собственного капитала предприятия.
Эти факторы при необходимости могут быть дополнены или детализированы в соответствии с целями предприятия.
Прогноз индексов инфляции. Предполагаемые индексы инфляции предприятие определяет на основе собственной информации о движении цен и неизменности структуры продукции и затрат, поэтому возникает необходимость в постоянном наблюдении и отслеживании подробной информации. При факторном планировании прибыли рассчитывают следующие индексы инфляции:
■ И( — изменение цен для продукции (работ, услуг), производимых предприятием;
■ И2 — изменение «покупных» цен для ТМЦ, приобретаемых пред
приятием;
■ И3 — изменение стоимости основных средств и капитальных
вложений по балансовой оценке;
■ И4 — изменение средней заработной платы в связи с инфляцией.
Расчет плановой прибыли и рентабельности. Выбор оптимального варианта. Одним из преимуществ факторного планирования прибыли по сравнению с методом прямого счета является то, что оно показывает влияние внешних факторов на величину прибыли, однако факторное планирование не учитывает в достаточной степени всех меняющихся условий хозяйствования, а индексы инфляции носят прогнозный, а значит, неточный характер.
Прибыль — важный показатель, однако ее абсолютная величина не может служить критерием для оценки деятельности разных предприятий или динамики результатов одного предприятия в разные периоды. Рост прибыли не всегда является следствием усилий предпринимателя и эффективности экономической деятельности. Это может быть достигнуто за счет монопольного положения на рынке, спекуляции игр, инфляционных процессов и т.д., поэтому наряду с прибылью используется другая экономическая категория — рентабельность.
Более объективный показатель — относительная величина прибыли, рентабельность, которая применяется в двух модификациях: рентабельность изделий (продукции) и рентабельность производства.
Рентабельность изделий определяется как отношение прибыли, полученной от выпуска (реализации) продукции к ее себестоимости.
Функцию объективного критерия лучше выполняет показатель рентабельности производства Р, характеризующий относительную величину прибыли на единицу используемых основных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность производства рассматривают в двух аспектах: рентабельность продукции и рентабельность предприятия (общая рентабельность)
Общая рентабельность Ро6щ исчисляется как. отношение размера балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств
Однако цель любой коммерческой организации — получение максимальной прибыли, что тесно связано с эффективным управлением капиталом.
Показатели рентабельности находятся в тесной зависимости от показателей оборачиваемости капитала. Действительно, финансовые результаты напрямую связаны с тем, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.