Политические игры в организациях
Политическую деятельность в организациях иногда описывают как своего рода "игры". Политолог Грэхем Аллисон, например, характеризует их как "тонкие и запутанные, существующие одновременно и накладывающиеся друг на друга", но, тем не менее, подчиняющиеся определенным правилам. "Некоторые из этих правил носят эксплицитный, другие имплицитный характер; одни правила ясны и понятны, другие весьма туманны. Одни из них остаются неизменными в течение длительных периодов времени, другие непрерывно изменяются. Однако набор таких правил определяет характер игры". Ниже приводится краткое описание организационных политических игр вместе с их ключевыми игроками, причинами возникновения и возможными путями воздействия на остальные системы влияния.• Мятеж предполагает противостояние официальному руководству (иногда противоборство с представителями экспертной системы или устоявшейся идеологией) и в некоторых случаях способствует осуществлению организационных перемен. Диапазон подобных игр от "протеста до восстания". Как правило, в них принимают участие "младшие партнеры" и рядовые сотрудники, т. е. именно те, кто в наибольшей степени ощущает на себе недостатки формального руководства.
• Контрмятеж. Обладающие легитимной властью менеджеры используют его для подавления инсургентов (например, проведение процедуры отлучения в церкви).
• Спонсорство. Цель игры состоит в создании индивидом основы власти, для чего он обращается к сотрудникам с более высоким социальным статусом, предлагая им свою лояльность в обмен на предоставление дополнительных полномочий.
• Создание альянсов. Игра равных часто рядовых менеджеров, иногда экспертов. Заключается в выстраивании имплицитных обязательств по поддержке каждого из участников, что позволяет им развивать базу собственной власти и продвижения внутри организации.
• Построение империи. Игра рядовых менеджеров, цель которой развитие основ собственной власти, но не в сотрудничестве с равными себе по статусу сотрудниками, а путем индивидуальных усилий и при помощи подчиненных.
• Игра в бюджетирование направлена на выстраивание фундамента власти. Отличается открытым характером и четко сформулированными правилами. Напоминает предыдущую, но не связана с таким количеством распрей и конфликтов, поскольку выигрышем в ней являются ресурсы, а не должности или подразделения как таковые, по крайней мере, не должности равных себе игроков.
• Экспертиза. Несанкционированное использование экспертных возможностей для создания собственной базы власти либо через симуляцию, либо через выпячивание себя напоказ. Иногда в нее играют действительно высококвалифицированные специалисты, эксплуатирующие свои технические навыки и знания, подчеркивающие уникальность, значимость и незаменимость проводимых экспертиз. Возможно, они предпримут также попытку избежать жесткого программирования своих действий и использовать экспертные знания в собственных целях. Лже-эксперты стремятся к тому, чтобы выполняемые ими обязанности воспринимались окружающими как требующие высочайшей квалификации, в идеальном случае как профессионально уникальные (так, что лишь они одни способны оценить их истинное значение).
• Игра в лордов. Попытка выстроить базу власти на основе легитимных полномочий, когда игрок неправомерно использует в своих интересах тех, кто такой власти лишен или обладает ею в меньшей степени (т. е. использование легитимной власти незаконным образом). Например, обладающий формальной властью менеджер может помыкать подчиненными, а чиновник простыми гражданами. Члены миссионерской конфигурации нередко используют идеологию для того, чтобы помыкать всеми остальными, а эксперты применяют свои технические навыки, игнорируя интересы неквалифицированных работников.
• Линейные менеджеры против штатных экспертов. Игра соперников-близнецов, цель которой отнюдь не расширение личной власти, а полный "разгром" противника. Предполагает инициацию конфликтов между линейными менеджерами, обладающими формальными правами на принятие решений, и штатными советниками-экспертами. При этом каждая из сторон пытается использовать легитимную власть незаконным образом.
• Соперничество равных. И вновь игра на поражение. Разворачивается в случаях, когда игры в "альянс" или в "построение империи" заканчиваются образованием двух мощных блоков власти (превращаясь из игры с n числом участников в игру по типу "два индивида", игра с "нулевой суммой"). Она, как правило, связана с наибольшим количеством распрей, а ее последствия носят самый разрушительный характер. Конфликты возникают между организационными единицами (например, отделами маркетинга и производственным в фирме), между соперничающими индивидами или конкурирующими миссиями (как, например, в тюрьме, когда персонал разделяется в зависимости от двух базовых вариантов понимания своей задачи: наказание заключенных или их реабилитация).
• Стратегические кандидаты. Цель игры состоит в инициации организационных перемен. Индивиды или группы используют политические средства для того, чтобы способствовать наиболее выгодным для себя переменам в стратегии организации. Обычно игроки (аналитики, операционный персонал, рядовые менеджеры и даже старшие менеджеры и высшее руководство, особенно в конфигурации профессионального типа) продвигают своих кандидатов политическими средствами до тех пор, пока не получат возможность придать им "ускорение" с помощью формальных средств. Игра часто сочетает в себе элементы других игр "построение империи" (в отношении цели игры), "альянс" (для достижения победы в игре), "соперничество равных блоков", "линейные менеджеры против штабных", "экспертиза" (возникает по ходу игры), "мятеж" (следующая игра) и т. д.
• Игра в «свистелки» обычно простая и короткая игра, цель которой также состоит в инициации перемен в организации. Один из сотрудников обычно один из простых служащих использует привилегированную информацию для того, чтобы "просигналить" влиятельному игроку со стороны о сомнительных или незаконных действиях организации.
• Младотурки игра с самыми высокими ставками. В нее играют не для того, чтобы вызвать незначительные перемены или же противостоять легитимной власти как таковой, а для того, чтобы создать последней серьезные проблемы вплоть до ее свержения, что приводит к радикальным изменениям в организации. Небольшая группа "радикалов", близких к власти, но не входящих в ее центр, пытается переориентировать базовую стратегию организации, сменить основной состав ее экспертов, изменить идеологию или избавиться от засилья последней. М. Зальд и М. Бергер рассматривают одну из форм этой игры, которую они назвали "организационный переворот", цель которой состоит в том, чтобы "установить непредусмотренный порядок наследования власти" заменить обладателей власти и сохранить при этом систему власти.
Некоторые из этих игр, такие как "спонсорство" или "в лордов", будучи формально алегитимными, могут сосуществовать вместе с сильными законными системами влияния (в организациях миссионерского типа и механистических). Более того, они просто не могут осуществляться вне подобных систем влияния. Другие политические игры "мятеж" и "младотурки" обычно ведут к повышению уровня конфликтности. Игроки занимают антагонистическую позицию по отношению к легитимной власти, стремятся кее разрушению или, по крайней мере, ослаблению. Третьи игры, такие как "соперничающие блоки", часто возникают тогда, когда легитимная власть ослаблена, и пытаются заменить ее собою (в организациях профессионального и инновационного типа).
В качестве вывода из наших рассуждений отметим, что конфликты разворачиваются, а политическая деятельность осуществляется на двух уровнях организации. Они могут присутствовать, но не доминировать, выступая как своего рода дополнение к организациям традиционного типа что-то вроде "пятой колонны", действующей в интересах какой-либо влиятельной силы. Другой вариант политика как доминантная система влияния и высокий уровень конфликтности, что приводит к ослаблению легитимных систем (возможна их активизация в период некоторой утраты влияния законных систем). Именно на этом втором уровне и возникают организации политического типа.
Читайте также: