Политическое влияние (лобби)

Более того, зачастую гонораром за разработку идеологии и стратегии предвыборной кампании служит место в избирательном списке. Так, консультируя ПРЕС, в 1993 г. баллотировался в Думу от этой партии Дмитрий Ольшанский. Будучи идеологом Ивана Рыбкина, в верхнюю часть списка левоцентристов после негромкого скандала пробился Вячеслав Никонов. Андраник Мигранян, не скупясь, как всегда, на мудрые советы, обрел место в «Моем Отечестве».

На российском рынке политических услуг столковаться нетрудно. Товара и денег — в изобилии. И всем заранее известно, что почем. К тому же иные участники сезонного торжища, поди, не первый день знакомы: свои люди — сочтутся.
Особенно бурное развитие «грязные технологии» политического PR получили в последние годы. Начало им положили печально известные «коробкой из-под ксерокса» президентские выборы 1996 г. и особенно прославившаяся своим цинизмом политическая «борьба без правил» на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 1998 г. Беспредел «грязного пиара» (кандидаты-двойники, подкуп избирателей, массовое досрочное голосование, несмывающиеся листовки, изощренные инсинуации и т. п.) заставил содрогнуться даже самих «технологов». Поэтому в преддверии думских выборов в 1999 г. по инициативе коммерческих структур, специализирующихся на политическом консалтинге и предвыборных технологиях, была проведена встреча специалистов по PR и Центризбиркома. Результатом этой встречи стало создание экспертного совета, призванного сертифицировать профессионалов и выбивать из конкурентной борьбы «грязных, недобросовестных технологов». Правда, скоро стало ясно, что за этой инициативой стояло отнюдь не стремление поставить заслон цинизму и недобросовестности, а желание «дружбы» с ЦИК: сертифицирование при его попечительстве может служить средством легализации одних агентств и занесению в «черный список» других, что открывает путь монополизму и контролю за избирательным рынком. Что вскоре и подтвердилось при первых же попытках организовать рейтинг агентств, действующих на рынке политического PR весной— осенью 1999 г.

Публикация «Коммерсантом» рейтинга PR-кампаний, полученного Исследовательским центром РОМИР по заказу Российской ассоциации по связям с общественностью и журнала «Советник», вызвала грандиозный скандал. Были подвергнуты сомнению и итоги ранжирования (первые места заняли Центр политического консалтинга «Никколо-М», «Имидж-Контакт», Центр политических технологий, «Имиджленд PR»), и состав экспертов, и критерии оценки («известность» и «профессионализм»), организаторы были обвинены в нечистоплотности, «заказном рейтинге». Попытки сертификации прекратились, тем более что на носу уже были сами думские выборы. Их ход, а главное — результаты, всем хорошо известны. Это было убедительное торжество самого разнузданного и циничного «черного пиара», причем на государственном уровне: от использования служебного положения и публичного «слива компромата» до спина на грани или за гранью государственного преступления.

В результате отечественный лоббизм и политический PR в целом движутся рывками. К сожалению, слишком сильны многовековые традиции. Первое письменное упоминание о Руси — в византийской летописи Константина Багрянородного — гласит буквально следующее: «Осенью князь со своей русью выезжает на кормление». Мало что изменилось со времен Игоря и Ольги. На протяжении всей своей истории, включая советский период, Россия оставалась страной, в которой не собственность рождала власть, а власть рождала собственность. Поэтому российские «хождения во власть» до сих пор остаются, к сожалению, «хождениями на кормление», «хождениями за собственностью».

Как отмечает зампред Комитета по делам общественных объединений Госдумы Е. Лахова, «сегодня многие радуются, что в Думу пришли две трети новых людей. На самом деле это очень плохо. В парламентах всех цивилизованных стран депутатский корпус обновляется от силы на тридцать процентов. Ведь что мы в результате получили? Приезжаешь на работы, заходишь в лифт и слышишь разговоры меж¬ду депутатами: "У меня такая-то фирма". — "А у меня — такая-то". — "Я вчера такую-то сделку заключил". — "А я — такую-то"... (Новая газета, №8 (579)). И это при условии, что совмещение депутатского статуса с работой в коммерческих структурах, пусть даже на общественных началах, является прямым нарушением действующего Закона о статусе депутата.

Треть нового состава Госдумы даже не скрывает своего участия в бизнесе. О деловых успехах народных избранников от Чукотки (Р. Абрамович) и Карачаево-Черкесии (Б. Березовский) уже говорилось выше. Но на самом деле число бизнес-депутатов гораздо больше трети. Поэтому дело формирования политической культуры и цивилизованного легитимного лобби в России — процесс длительный, но, как уже отмечалось, не безнадежный. Относится это и к приведению в чувство нового состава Думы. Так, тою же Е. Лаховой 16.02.2000 г. было подготовлено специальное протокольное поручение Мандатной комиссии и Комитету по регламенту «О разъяснении возможности совмещения статуса депутата с работой в коммерческих организациях». Как-никак, а несоблюдение Закона о статусе депутата является безусловным основанием для лишения депутата его полномочий на основании того же закона.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я