Надзор за банками и его организация
1. Достаточность капитала.Принцип 6. Органы надзора должны определять соответствие всех банков требованиям о достаточности капитала. Эти требования должны соответствовать уровню рисков, которые банк принимает на себя, а также определять конкретные составляющие капитала, принимая во внимание его способность покрывать возможные потери.
2. Управление кредитными рисками.
Стандартное кредитование и мониторинг кредитов.
Принцип 7. Важным элементом системы надзора является независимая оценка политики, практики банка и применяемых им процедур, связанных с кредитованием и размещением инвестиций, а также с текущим управлением портфелями займов и инвестиционными портфелями.
Органы надзора должны убедиться в том, что подход к кредитованию и инвестированию в банке объективен и рационален. Наличие разумной методики кредитования, оформленной в письменной форме, процедур получения административного согласия на предоставление кредита, соответствующей документации — это неотъемлемые элементы управления кредитными операциями банка. Кредитование и инвестирование должны основываться на пруденциальных стандартах гарантий, которые должны одобряться советом банка и доводиться до сведения всех сотрудников, занимающихся кредитованием. Для надзорного органа также важно убедиться в том, что решения банка о предоставлении кредитов принимаются при отсутствии конфликта интересов и давления со стороны третьих лиц.
У банков должна быть отлаженная система мониторинга кредитных отношений, включая мониторинг финансового положения заемщиков. Ключевым элементом любой управленческой информационной системы должна быть база данных, содержащая необходимые сведения о состоянии кредитного портфеля банка, включая информацию о внутреннем рейтинге и системе классификации кредитов.
Оценка качества активов и достаточности обеспечения для покрытия сомнительной задолженности.
Принцип 8. Органы надзора должны убедиться в том, что банки выработали и придеживаются адекватной политики, практических мер и процедур оценки качества активов, достаточности банковских фондов и резервов для покрытия сомнительной задолженности.
Органы надзора должны оценивать политику банка по периодическому пересмотру отдельных кредитов, классификации активов и созданию резервов. Они должны убеждаться в том, что эта политика регулярно пересматривается и последовательно претворяется в жизнь. Органы надзора должны заботиться о том, чтобы банки располагали механизмом отслеживания проблемных кредитов и возврата просроченных кредитов. Если объем проблемных кредитов банка вызывает озабоченность представителей надзорных органов, то они могут потребовать от банка усовершенствовать процедуры кредитования, ввести стандарты выдачи кредитов.
Если кредит обеспечивается гарантией или покрытием, банк должен располагать механизмом постоянной оценки надежности этих гарантий и стоимости обеспечения. Органы
надзора также должны следить за тем, чтобы банки правильно реагировали и выделяли достаточный капитал на покрытие внебалансовых рисков.
1. Концентрация рисков и крупных рисковых позиций.
Принцип 9. Органы надзора должны проверять наличие в банках управленческих информационных систем, позволяющих руководству банков идентифицировать концентрацию рисков. Органы надзора должны устанавливать допустимые пределы, ограничивающие риск потенциальных убытков от кредитования отдельных заемщиков или групп связанных между собой заемщиков.
2. Предоставление кредитов лицам, связанным с банком.
Принцип 10. В целях предотвращения злоупотреблений, связанных с кредитованием аффилированных лиц, орган надзора должен требовать, чтобы банки предоставляли кредиты таким организациям и связанным с ними лицам на одинаковых для всех условиях при эффективном наблюдении за таким кредитованием и использовании других мер контроля за рисками или их минимизации.
3. Страновой и трансфертный риски.
Принцип 11. Органы надзора должны убедиться в том, что банки располагают адекватной политикой и процедурами, позволяющими идентифицировать, отслеживать и контролировать в ходе проведения международных ссудных и инвестиционных операций страновой и трансфертный риски, и предусматривают резервы на покрытие таких рисков.
4. Управление рыночными рисками.
Принцип 12. Органы надзора должны убедиться в том, что банки располагают механизмами, позволяющими достаточно точно оценивать, отслеживать и эффективно контролировать риски, связанные с колебаниями рыночных цен и котировок. Органы надзора должны иметь полномочия устанавливать в необходимых случаях лимиты и/или требования к капиталу для покрытия рыночного риска.
5. Управление прочими рисками.
Принцип 13. Органы надзора должны убедиться в том, что банк разработал всеобъемлющий процесс управления рисками (включая надзор со стороны правления), позволяющий идентифицировать, оценивать, отслеживать и контролировать и другие виды рисков, и в случае необходимости располагает капиталом для покрытия таких рисков.
6. Управление ликвидностью.
Цель управления ликвидностью состоит в том, чтобы обеспечить выполнение банком всех его обязательств. Важными элементами надлежащей политики управления ликвидностью являются отлаженные системы управленческой информации, централизованный контроль за ликвидностью, диверсификация источников фондирования и планирование на случай непредвиденных обстоятельств.
7. Операционный риск.
Органы надзора обязаны убедиться в том, что руководство банка располагает эффективной системой внутреннего контроля и аудита, а также в том, что им разработана политика управления операционным риском или его минимизации. Органы надзора должны убедиться в том, что у банка есть обоснованные планы восстановления всех вышедших из строя основных систем с возможностью использования в экстренных ситуациях резервного технологического оборудования, расположенного на достаточном удалении.
8. Внутренний контроль.
Принцип 14. Органы надзора должны убедиться в том, что банки располагают системой внутреннего контроля, соответствующей характеру и масштабам их операций.
Принцип 15. Органы надзора должны убедиться в том, что банки придерживаются адекватной политики, практики и процедур, включая четкие правила проверки клиентов, которые способствуют повышению этических и профессиональных стандартов в финансовом секторе и препятствуют умышленному или неумышленному использованию банка преступными элементами.
Цель внутреннего контроля состоит в том, чтобы убедиться, что дела в банке ведутся рационально, с необходимой осмотрительностью, в соответствии с политикой и стратегией, разработанной советом банка; операции проводятся только после получения соответствующего разрешения; активы и обязательства находятся под контролем; бухгалтерская отчетность и другие документы содержат полную, точную и своевременную информацию, а руководство банка в состоянии идентифицировать, оценивать и управлять рисками, которые принимает на себя банк.
Читайте также: