Надзор за банками и его организация
• Проблема внедрения качественной диагностики — право Банка России (его сотрудников) на суждение при принятии решений по качественным параметрам того или иного банка, особенно связанным с оценкой его перспектив. Прошлые ошибки и текущее состояние банка можно так или иначе вывести из отчетов, но что с ним может случиться в будущем, не обанкротится ли он в ближайшие два-три года, об этом можно только строить суждения. И «цена» последних будет высокой.• Не менее важная проблема — переход к такой методике работы, когда надзор реализуется не через детальные правила, а через принципы. Считается, что любые правила «обойти» достаточно просто, в то время как фундаментальный принцип, если он изложен адекватно, теоретически «обойти» невозможно.
Правда, здесь возникают свои новые проблемы. Во-первых, эти принципы в большинстве своем (адекватные) еще предстоит сформулировать. Во-вторых, возникает проблема реализации такого методического подхода, поскольку в каждом конкретном случае предполагаются качественная оценка ситуации в банке и принятие содержательного решения. Это гораздо сложнее, чем оценивать соблюдение конкретного правила, и под силу далеко не каждому надзорному работнику. В-третьих, с практической точки зрения ни проверяющая, ни тем более проверяемая сторона (к примеру, бухгалтерские подразделения банков) не могли бы обойтись без конкретных, ясно и однозначно сформулированных правил.
Перестройка процедур взаимоотношений Банка России и банков означает следующее:
• сокращение и оптимизацию отчетности;
• упорядочение сроков и параметров надзорных процедур ЦБ (они должны стать предсказуемыми и понятными банкирам);
• оптимизация надзора над многофилиальными банками.
Рационализация надзорных процедур предполагает:
• проведение программы повышения квалификации сотрудников надзорного блока ЦБ;
• реорганизацию инспекционной деятельности. Имелось в виду передать функции организации и координации всех инспекционных проверок банков на территории страны в специально созданное подразделение ЦБ — Главную инспекцию кредитных организаций, создать институт генеральных инспекторов, отвечающих за проведение инспекционных проверок в регионах;
• создание единой надзорной базы данных (для устранения лишней отчетности и исключения в ней дублирования информации);
• оптимизацию территориальной надзорной инфраструктуры ЦБ.
Эти задачи реализуются на базе новой Инструкции ЦБ «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ» от 1 декабря 2003 г. № 108.
В последующем указанный круг идей лишь уточнялся в отдельных моментах или расшифровывался более детально. Так, в начале 2003 г. важнейшими и первоочередными, приоритетными задачами укрепления надзора назывались: наступление на недобросовестных учредителей и менеджеров банков, имея в виду борьбу с отсутствием должной прозрачности и неправильным формированием капиталов части банков; определение критериев профессионализма банковских управленцев, подразумевая выяснение уровня организации в банках внутреннего контроля и механизмов управления рисками.
Читайте также: