Надзор за банками и его организация

• Проблема внедрения качественной диагностики — право Банка России (его сотрудников) на суждение при принятии решений по качественным параметрам того или иного банка, особенно связанным с оценкой его перспектив. Прошлые ошибки и текущее состояние банка можно так или иначе вывести из отчетов, но что с ним может случиться в будущем, не обанкротится ли он в ближайшие два-три года, об этом можно только строить суждения. И «цена» последних будет высокой.

• Не менее важная проблема — переход к такой методике работы, когда надзор реализуется не через детальные правила, а через принципы. Считается, что любые правила «обойти» достаточно просто, в то время как фундаментальный принцип, если он изложен адекватно, теоретически «обойти» невозможно.

Правда, здесь возникают свои новые проблемы. Во-первых, эти принципы в большинстве своем (адекватные) еще предстоит сформулировать. Во-вторых, возникает проблема реализации такого методического подхода, поскольку в каждом конкретном случае предполагаются качественная оценка ситуации в банке и принятие содержательного решения. Это гораздо сложнее, чем оценивать соблюдение конкретного правила, и под силу далеко не каждому надзорному работнику. В-третьих, с практической точки зрения ни проверяющая, ни тем более проверяемая сторона (к примеру, бухгалтерские подразделения банков) не могли бы обойтись без конкретных, ясно и однозначно сформулированных правил.

Перестройка процедур взаимоотношений Банка России и банков означает следующее:

• сокращение и оптимизацию отчетности;

• упорядочение сроков и параметров надзорных процедур ЦБ (они должны стать предсказуемыми и понятными банкирам);

• оптимизация надзора над многофилиальными банками.

Рационализация надзорных процедур предполагает:

• проведение программы повышения квалификации сотрудников надзорного блока ЦБ;

• реорганизацию инспекционной деятельности. Имелось в виду передать функции организации и координации всех инспекционных проверок банков на территории страны в специально созданное подразделение ЦБ — Главную инспекцию кредитных организаций, создать институт генеральных инспекторов, отвечающих за проведение инспекционных проверок в регионах;

• создание единой надзорной базы данных (для устранения лишней отчетности и исключения в ней дублирования информации);

• оптимизацию территориальной надзорной инфраструктуры ЦБ.


Эти задачи реализуются на базе новой Инструкции ЦБ «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ» от 1 декабря 2003 г. № 108.

В последующем указанный круг идей лишь уточнялся в отдельных моментах или расшифровывался более детально. Так, в начале 2003 г. важнейшими и первоочередными, приоритетными задачами укрепления надзора назывались: наступление на недобросовестных учредителей и менеджеров банков, имея в виду борьбу с отсутствием должной прозрачности и неправильным формированием капиталов части банков; определение критериев профессионализма банковских управленцев, подразумевая выяснение уровня организации в банках внутреннего контроля и механизмов управления рисками.


Читайте также:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
" 2 A C F H P « А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я