Надзор за банками и его организация
Можно выделить четыре основные подконтрольные области: распределение обязанностей и ответственности, ограничение полномочий на разрешение выдачи кредитов и процедуры принятия решений; бухгалтерский учет; принцип «четырех глаз» (разделение функций, перекрестные проверки, двойная подпись и т.д.); непосредственный контроль за активами и инвестициями.Эти виды контроля должны дополняться эффективным аудитом, который может независимо оценивать достаточность, операционную эффективность и надежность систем контроля внутри организации. Следовательно, внутренний аудитор должен иметь соответствующие статус и подотчетность в банке, что должно обеспечивать его независимость. Внешний аудит должен способствовать эффективному контролю за этим процессом. Органы надзора должны быть удовлетворены, если банк проводит эффективную политику, а его руководство принимает адекватные корректирующие меры в случае слабости внутреннего контроля, выявленной аудиторами.
Поскольку деятельность банков регулируется многочисленными законами и правилами, они должны располагать адекватной политикой и соответствующими процедурами соблюдения этих законов и правил.
Общественное доверие к банкам может быть подорвано и репутация банка может пострадать также в случае его связи (даже неумышленной) с криминальными элементами. Поэтому органы надзора должны следить за тем, чтобы банки применяли соответствующие процедуры, включая жесткую политику изучения своих клиентов, а также содействовать достижению высоких этических и профессиональных стандартов в финансовом секторе.
В. Методы текущего банковского надзора.
Принцип 16. Эффективная система надзора должна включать формы надзора, осуществляемого как непосредственно на местах, так и с помощью методов внешнего наблюдения.
Принцип 17. Органы надзора должны поддерживать регулярные контакты с руководством банка и хорошо понимать суть операций, осуществляемых этим банком.
Принцип 18. Органы надзора должны располагать средствами сбора, оценки и анализа пруденциальных отчетов и статистической информации, поступающей от банков на индивидуальной и консолидированной основе.
Принцип 19. Органы надзора должны располагать средствами независимой оценки надзорной информации путем проверок на местах или с помощью внешних аудиторов.
Принцип 20. Важным элементом надзора является способность надзорного органа вести надзор за банковской группой на консолидированной основе.
В случае возникновения проблем банки должны быть уверены, что могут довериться надзорному органу, проконсультироваться с ним и ожидать конструктивного и конфиденциального совместного обсуждения этих проблем. Банки должны осознавать свою обязанность своевременно информировать надзорные органы о важных делах, связанных с их деятельностью.
Г. Требования к банкам о представлении финансовой отчетности.
Принцип 21. Органы надзора должны быть удовлетворены, убедившись в том, что банк ведет необходимую отчетность на основе последовательно проводимой бухгалтерской политики и практики, что позволяет надзорному органу получать достоверную информацию о финансовом состоянии банка и прибыльности проводимых им операций, и в том, что банк регулярно публикует свою финансовую отчетность, адекватно отражающую его состояние.
Большинство воспроизведенных выше принципов эффективного банковского надзора реализовано в России в той или иной степени (достаточно скромной). Дело в том, что полная их реализация предполагает наличие целого комплекса предварительных условий, которые у нас еще не созданы. Существует много факторов, обусловливающих такое положение дел: неразвитость рыночной экономики и финансов; состояние законодательства; низкая степень взаимного доверия и низкая транспарентность контрагентов (включая государство); недостаточный уровень корпоративной культуры и качества управления, в том числе в банках; молодость и незрелость отечественного банковского сектора и банковского надзора, а также развитие их в неблагоприятных условиях; недостатки в методическом обеспечении и в организации надзорного процесса, дефицит знаний и практических навыков (квалификации) у сотрудников подразделений надзора и т.д.
Возьмем, например, принцип № 1. В качестве условия эффективного надзора данный принцип требует четкого определения целей и ответственности каждого органа, вовлеченного в надзор за банками. В современных российских условиях это требование выполняется далеко не полностью, так как имеют место значительные элементы неопределенности в отношении того, каковы место и роль в надзорном (контрольном) процессе Банка России, бывших Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, антимонопольного и целого ряда других органов. Еще меньше ясности в вопросах ответственности органов, участвующих в надзоре за банками. Принцип требует операционной независимости и наличия у надзорных органов адекватных ресурсов. Эти вопросы, можно считать, решены вполне удовлетворительно. Законодательные основы надзора, о чем также говорит принцип № 1, требуют значительного улучшения. Так, в законодательстве отсутствует само понятие правовой защиты органа банковского надзора, а также его сотрудников.
Как будет показано далее, остальные принципы выполняются не лучше, а подчас просто плохо.
Надзор за банками: принципы, технологии, проблемы.
С учетом мирового и российского опыта можно назвать следующие принципы банковского надзора.
1. Универсальность и обязательность. Под надзор должны подпадать все кредитные организации, работающие на территории страны, причем согласие на надзор и выполнение требований надзорных органов должно быть обязательным условием не только получения банковской лицензии, но и последующего выполнения банковских операций. Между тем Банк России не лицензирует и не надзирает за деятельностью многочисленных кредитных организаций, считающихся небанковскими. Эта ситуация требует исправления.
2. Законодательное закрепление за центральным банком (и/или другими органами) надзорных функций с предоставлением ему права издавать соответствую
щие нормативные акты, обязательные для всех банков (кредитных организаций).
3. Единство требований органов надзора. Ко всем кредитным организациям, выполняющим одинаковые виды деятельности (операции), должны предъявляться одинаковые требования. Там же, где требования могут и/или должны быть дифференцированными, должны использоваться ясные и стабильные правила дифференциации. Закон разрешает Банку России дифференцировать, например, экономические нормативы деятельности банков, однако он не пользуется этим правом, видимо, не желая утруждать себя дополнительной работой.
4. Обязательность исполнения законных требований органов надзора.
5. Единство количественного и качественного контроля. Необходимо отслеживать не только формальное соблюдение кредитными организациями тех или иных правил, нормативов, требований, указаний, но и качественных (экономических и финансовых) характеристик их развития, что требует хорошего мониторинга (контроль за динамикой показателей эффективности работы конкретных кредитных организаций) и не мецее качественной индивидуальной аналитической работы.
Читайте также: