Практикум 6
Созидательное разрушениеЛазерный принтер впервые появился под маркой Салол в 1975 г. В течение следующих 15 лет производство лазерных принтеров стало одним из самых перспективных направлений компании. Салол является также поставщиком комплектующих для Hewlett Packard и других производителей лазерных принтеров, обеспечивая в общей сложности 84% мирового спроса.
Основной угрозой индустрии лазерных принтеров стало появление принтеров струйных. По новой технологии можно было производить высококачественные бесшумные принтеры, стоимость которых вдвое ниже лазерных. Технология струйной печати была изобретена случайно в одной из исследовательских лабораторий Canon. Печатающая головка принтера имеет до 400 мельчайших отверстий на дюйм (2,5 см). Каждое отверстие, нагреваясь, выбрасывает чернильные капельки. В этом изобретении использованы химические разработки Салол (для изготовления чернил) и ее опыт в области полупроводников, материалов и электроники (для производства печатающих головок). Canon с энтузиазмом продвигала технологию струйной печати, невзирая на то, что последняя угрожала основному на тот период направлению. Новый продукт оказался еще теснее связан с основными компетенциями компании и стимулировал дальнейшие исследования в области полупроводников.
Требования 90х
Основной путь развития Canon в последнее десятилетие XX в. разработка систем автоматизации офисной работы. Компания уже зарекомендовала себя на рынке бытовой и офисной техники благодаря своим копировальным и факсимильным аппаратам, электронным пишущим машинкам, лазерным и струйным принтерам, устройствам для электронной обработки текстов и персональным компьютерам. Ближайшая цель Canon объединить эти обособленные продукты в многофункциональную систему, совмещающую в себе копир, факс, принтер, сканер и устройство сопряжения с компьютером.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ
В Canon действует в высокой степени автономная и ориентированная на рынок система производственных подразделений. Ряд наделенных широкими полномочиями комитетов координирует деятельность подразделений в соответствии с технологическим и возможностями и производственными и маркетинговыми задачами компании. Canon всегда ставит перед собой необычайно высокие цели, что в сочетании с творческим подходом к работе и неизменным стремлением к совершенству является движущей силой этой новаторской компании.
Подразделения Canon
По мнению Каку, стратегия диверсификации будет иметь успех лишь в том случае, если подразделения компании получат право действовать самостоятельно. В 1978 г. были образованы две независимые организационные единицы по производству фотоаппаратов и офисного оборудования. Третье подразделение оптических приборов было автономным со дня основания фирмы. Позже были созданы еще три специализированных отделения. Перед всеми подразделениями стоят четкие цели относительно прибыли и развития, но каждое из них вправе самостоятельно выбирать пути их достижения.
Во главе организационных единиц стоят администраторы, уполномоченные принимать решения. Поэтому президент компании имеет возможность посвящать себя исключительно главным задачам творческим разработкам и реализации долгосрочной стратегии. Г-н Каку так объясняет преимущества подобной системы:
"Прежде вся ответственность за принятие решений лежала на президенте; чтобы изложить свои проблемы, подчиненные записывались к нему на прием. При таком подходе молодые менеджеры едва ли научатся принимать решения самостоятельно. Возьмем, к примеру, калькуляторы. Я могу уделить этому направлению всего два часа в день, а генеральный директор Casio может посвятить калькуляторам 24 часа в сутки... Мы проиграем, если наши менеджеры будут действовать медленнее конкурентов".
Независимые стратегические организационные единицы западных компаний осуществляют все функции, включая проектирование, производство и сбыт. В отличие от этой практики производственные подразделения Canon не занимались маркетингом и сбытом. Такое разделение позволяло сконцентрировать внимание на глобальных задачах по сбыту. Президент Canon Sales (сбытовой организации Canon) подчеркивает необходимость "относиться к сбыту, как к науке". Canon Sales отвечает за маркетинг и продажи компании по всему миру. Регистрация Салол Sates на Токийской фондовой бирже в 1981 г. лишний раз подтвердила ее независимость. Canon предоставляет самостоятельность и своим зарубежным филиалам, хотя и владеет основными пакетами их акций.
Читайте также: