Конверсия
Мы остановились на предположении о том, что организация более или менее находит свое место внутри пятиугольника и остается в нем. В действительности организации очень редко получают шанс навсегда закрепиться на одном месте: им необходимы перемены, и поэтому они должны проводить конверсию, переходя от одного вида конфигурации или комбинации к другому.Конверсию могут вызвать любые внешние перемены. Новое открытие становится причиной перехода инноваторской организации к механистической форме (с целью его использования). Или на ранее устойчивом рынке происходят столь радикальные перемены, что механистические формы вынуждены трансформироваться в инноваторские. Конечно, конверсия может носить временный характер. Например, оказавшаяся в трудной ситуации механистическая организация на время становится предпринимательской, чтобы дать возможность сильному лидеру определить новое направление ее развития (так называемый «стратегический поворот»). Вероятно, именно такие ситуации имели место в корпорации Chrysler (с приходом туда Ли Якокки) и в компании SAS (с появлением Яна Карлсона).
Циклы конверсии
Однако особый интерес вызывает другая, частично предсказуемая конверсия, так как ее инициируют присущие самой организации силы. Выше мы рассматривали содержащиеся в каждой конфигурации зародыши разрушения. Иногда они приводят к гибели организации, в других случаях к трансформации конфигурации, направляя организацию к более жизнеспособной форме. Например, предпринимательская форма наследственно уязвима, так как зависит от воли единственного руководителя. Возможно, единоличная форма правления адекватна молодой организации, но постепенно, по мере ее взросления, доминанта, необходимая для направляющего руководства, может быть заменена доминантой производительности, что предполагает переход к механистической форме (власть одного руководителя заменяется властью административного аппарата).
Признание возможности конверсии означает, что организации могут проходить через различные стадии развития если они развиваются возможно, соответствующие так называемым стадиям жизненного цикла. Форма и расположение сил в нашем пятиугольнике призваны отразить наиболее распространенные из них, причем простейшие, ранние формы находятся в верхней его части, а более сложные в нижней.
Феномены, наиболее соответствующие этапам жизненного цикла, особенно в бизнесе, имеют место в левой части пятиугольника. Обычно организации начинают свою жизнь в предпринимательской форме, так как данный этап требует четкого руководства и сильных лидеров. По мере роста и развития многие из них переходят к механистической форме, что позволяет эксплуатировать установившиеся рынки. Но рынки рано или поздно входят в стадию зрелости, что побуждает организацию к их дифференцированию и соответственно дивизионализации структуры (вектор ее развития направлен влево вниз).
Деятельность таких организаций во многом зависит от приобретенного опыта, и, если их выпуск является стандартизированным, они будут двигаться к средней правой части пятиугольника (профессиональной форме) или нижней правой части (адхократической форме, в случае относительно творческого характера деятельности). (Некоторые адхократические организации в конце концов трансформируются в профессиональную форму, которая позволяет более производительно использовать приобретенные опыт и навыки, что обычно происходит, например, в консалтинговом бизнесе.)
В нашем пятиугольнике идеология расположена ниже политики, так как она чаще ассоциируется с ранними стадиями жизни организации, а политическая борьба с более поздними. Конечно, любая организация может иметь устойчивую культуру, так же, как в любой могут доминировать политические процессы. Но в молодых организациях мировоззрение и идеология формируются гораздо легче (особенно при харизматическом лидере на стадии предпринимательства), тогда как в зрелой организации сформировать устойчивую культуру очень трудно. Политическая борьба же обычно разворачивается в период, когда энергия организации растрачена и ее активность ослабевает. С течением времени на смену нормам приходят процедуры, на смену убеждениям правила, а затем они замещаются элементами политики. Как правило, наиболее политизированными являются именно состарившиеся, исчерпавшие себя организации. Разгорающиеся в них политические конфликты в конечном счете и становятся причинами летальных исходов.
Расслоение конверсии
Перемены могут быть необходимы, но осуществление их сопряжено со значительными трудностями. Не все, конечно; некоторые происходят быстро (как в случае с перенасыщенным водным раствором, когда малейший внешний толчок приводит к резкому изменению состояния), так как их необходимость очевидна. Но большинство из конверсии предполагают длительный переходный период, а «агония» сопровождается серьезными конфликтами. Обычно в сражении участвуют две стороны: «старая гвардия», стремящаяся сохранить status quo, и группа стремящихся к переменам «младотурок». Например, по мере развития Apple Computer стремление Дж. Скалли к стабилизации вступило в конфронтацию с желанием С. Джобса сохранить свободный инноваторский стиль компании.
Попытка организации усидеть между старым и новым «стульями» означает возникновение комбинационной формы все с теми же проблемами расслоения. Учитывая, что проблема во многом основывается на распределении власти, возможно, высшее руководство не располагает достаточными для устранения конфликта ресурсами. И опять встает вопрос: как эффективная организация справляется с этим противоречием?
Читайте также: