Противоречия
Следовательно, перед лицом необходимости изменений фундаментального характера стратегии, формы идеология, которая была залогом производительности организации, внезапно превращается в ее основную проблему, в силу, борющуюся за сохранение status quo. И действительно, так как те, кто ощущает необходимость перемен, принуждают к их проведению, идеология начинает формировать политику!Чтобы разобраться в этом негативном эффекте идеологии, еще раз обратимся к пятиугольнику. Все стрелки идеологической кооперации направлены внутрь, и образуемый ими круг одновременно и защищает организацию, и изолирует ее от внешнего мира. Другими словами, идеология может инициировать влияния других ослабляющих организацию сил (когда руководство обвиняют в отсталости убеждений, в принуждении к повышению производительности, в то время как профессионализм и инноваторство разгоняются по темным углам). Таким образом, воздействия идеологии приводят к сжатию организации, и она взрывается изнутри. Именно так выходят изпод контроля идеологизированные организации. Они самоизолируются и в конечном счете умирают.
Политическая конкуренция
Если считающаяся конструктивной центростремительная сила идеологии несет с собой негативные последствия, тогда, возможно, трактуемая как наиболее разрушительная центробежная сила политики оказывает позитивные воздействия?
Политика представляет в организации силы конкуренции, конфликтов и конфронтации. Сотрудники растягивают организацию в разные стороны во имя собственных потребностей. «Они» встают на нашем пути.
Политика может всколыхнуть любую конфигурацию или комбинацию, углубить контаминацию и расслоение. В сущности обе проблемы характеризуются внутренними конфликтами; политика просто стимулирует их развитие. Под воздействием доминирующей в конфигурации силы некие группы сотрудников например бухгалтерский аппарат в механистической организации или специалисты в профессиональной демонстрируют свою власть над всеми остальными, тогда как те, на кого влияют противоположные силы комбинации, наслаждаются любой возможностью вступить в сражение друг с другом за какие-либо преимущества. Если компанию Toyota можно охарактеризовать как «тянут вместе», то Chrysler, после прихода Ли Яккоки, как «тянут в разные стороны»; инновационная идеология HewlettPackard во время трагедии с Challenger противостояла политике NASA; в паре с каждым «созидающим» колледжем всегда идет «разрушающий».
В целом политика есть местническая организационная сила, направляющая работников на достижение их собственных целей. Инфузия политики и связанных с ней конкурентных сил в различные части организации усиливает центробежные тенденции. Организации, в которых доминирует политический процесс, взрываясь, выходят из-под контроля. От внутренней сути организации ничего не остается ни центрального руководства, ни концентрации, ни интегрированной идеологии, а значит, отсутствуют и ориентированные на производительность, профессионализм или инноваторство руководящие усилия.
Вероятно, политика является более естественной силой, чем идеология. То есть предоставленные самим себе организации скорее потянутся в разные, нежели в некую одну, стороны. Вместе с тем, для того чтобы организовать системную кооперацию человеческих особей, требуются длительные усилия преданного делу менеджмента.
Выгоды конкуренции
Но мы не имеем достаточных оснований для объявления политического процесса исключительным источником раздоров. Нередко он играет в организации конструктивную роль (в решении тех же проблем, что и идеология). Если принцип «мы тянем вместе» формирует нежелание фундаментальных изменений, то лозунг «тянем в разные стороны» может стать единственной гарантией того, что они наступят.
Перемены принципиальны для организации, так как приводят к полному изменению сложившегося положения. Большинство организаций специально усиливают status quo силами производительности, профессионального опыта и идеологии, направленными на продвижение установившейся перспективы. Следовательно, для того чтобы достичь принципиальных перемен в организации, особенно в имеющей определенную конфигурацию и «пропитанной» идеологией, требуется изменение установившихся сил, что означает необходимость использования политических приемов. В отсутствие внешних или внутренних возможностей, а иногда вопреки им, политика может оказаться единственной стимулирующей перемены силой. Другими словами, прежде чем действовать в соответствии с принципом «тянем вместе», организация должна «тянуть в разные стороны» (что подтверждает тот факт, что большинство наиболее значительных изменений продвигает не внутреннее руководство организации, специальные исследования или идеологические воззрения, не говоря уже о процессе планирования, а политика).
Мы считаем, что и политика, и идеология могут как способствовать повышению производительности организации, так и подрывать ее. Распространенная в организации идеология, повышая ответственность работников, может стать силой для восстановления системы и побуждения к действиям. Но та же самая идеология нередко препятствует принципиальным переменам. Политика часто мешает осуществлению необходимых изменений и приводит к растрате ценных ресурсов. Но, создавая возможности осуществления перемен тем, кто понимает их необходимость, она инициирует важные изменения, которые в противном случае были бы невозможны. В нашем рассказе осталось урегулировать только одно противоречие: между идеологией и политикой.
Комбинация кооперации и конкуренции
Последняя проблема заключается в том, что каталитические силы идеологии и политики сами по себе являются противоречащими друг другу. Следовательно, в случае если организация стремится к достижению высокой долгосрочной производительности, они должны быть уравновешены. Идеологическое «тянем вместе» приносит в организацию жизненную энергию; политическое «тянем в разные стороны» бросает вызов status quo; только стимулируя и то, и другое, организация способна поддерживать свою жизнедеятельность. Центростремительная сила идеологии должна содержать и, в свою очередь, содержаться в центробежной силе политики. Именно так организация может уберечься от взрыва любого вида как результата самоизоляции с одной стороны, и как результата ухудшения деятельности во всех направлениях с другой. Более того, сохранение равновесия между этими силами в форме их собственной комбинации может предотвратить выход изпод контроля других сил. Идеология поможет второстепенным силам сдерживать доминирующую; политика помогает им изменить господствующую силу. Речь идет о политическом смягчении изолированности идеологии, идеологическом сдерживании центробежных тенденций политики и их совместном влиянии на ограничение разрушительной власти других сил.
Еще раз (последний) обратимся к стрелкам нашего пятиугольника. Представим себе, что расходящиеся стрелки конкуренции находятся внутри сходящегося круга стрелок кооперации. Все дискуссии и конфликты происходят исключительно в рамках существующей культуры. Кооперация и конкуренция достигают согласия (как два толкователя Талмуда, яростно отстаивающие свою трактовку каждого слова древней книги в спорах между собой и смыкающие ряды против внешнего мира). Разве не такое поведение мы находим в некоторых наиболее эффективных организациях, к которым относится и IBM? Изменим характер отношений и окружим центробежными стрелками круг стрелок, направленных к центру. Внешние проблемы предотвращают изолированность культуры.
Таким образом, организация способна сохранить производительность только при условии достижения определенного равновесия каталитических сил. Но баланс не должен быть статичным. Напротив, во избежание возникновения напряжения между идеологией и политикой должно быть установлено динамическое равновесие. В целом предпочтителен принцип кооперации идеологии «тянем вместе», наполненный здоровой внутренней конкуренцией, так чтобы организация могла со всей энергией действовать по сформировавшимся направлениям. Но в отдельные периоды, когда необходимо осуществление радикальных перемен, организация должна быть способна «отдаться» растягивающим ее в разные стороны конкурентным силам политики. Такой видится наилучшая комбинация кооперации и конкуренции.
Читайте также: